PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4203
20 июля 2020

Требуем принятия мер прокурорского реагирования по пресечению незаконных действий милиции! Жалоба на ответ прокуратуры

Ответ Генпроркуратуры на обращение - отписка.
петиция
отправлена

Адресат:

Текущий статус обращения:

7 июля 2020 получен ответ на электронное обращение (копия прилагается). Указанный ответ мы считаем не соответствующим требованиям законодательства в части полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращений и направления мотивированных и обоснованных ответов гражданам по следующим причинам:

В письме начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Поповой М.В. от 7 июля 2020 № 0702-30д-823 не были даны ответы по существу на следующие поставленные в обращении вопросы:

1. Требование обязать сотрудников органов внутренних дел, которые охраняют порядок в городе:

1.1. находиться в форменной одежде, которая будет ясно демонстрировать участникам мирных собраний, что они имеют дело не с бандитами, а с представителями власти;

1.2. не использовать для перевозки задержанных людей автотранспорт без опознавательных милицейских знаков;

2. Требование соблюдения Конституции и положения международных стандартов в области прав человека, в частности, Руководящих принципов БДИПЧ ОБСЕ по свободе мирных собраний:

2.1. неуместное, чрезмерное или незаконное применение силы правоохранительными органами может нарушить основные свободы и защищаемые законом права, подорвать отношения между полицией и обществом и стать причиной широкого распространения напряженности и беспорядков (пункт 171).

2.2. наличие у правоохранительных органов полномочий, предусматривающих возможность вмешательства и разгона незаконного собрания или возможность применения силы, не означает, что такие полномочия следует использовать всегда. В случае мирного течения собрания, организованного с нарушением законодательства, невмешательство или активное содействие проведению такого собрания может порой оказаться наилучшим способом обеспечить его мирный исход (пункт 155).

2.3. сотрудники правоохранительных органов должны проводить различие между участниками собрания, и теми, кто в нем не участвует. Поддержание порядка в ходе публичных собраний следует осуществлять с учетом того, что в непосредственной близости от места проведения собрания могут находиться лица, которые в нем не участвуют (например, случайные прохожие или наблюдатели (пункт 158).

2.4. сотрудники правоохранительных органов должны проводить различие между участниками, чьи действия носят мирный характер, и участниками, настроенными на насильственные действия. Поэтому во время задержания участников или разгона собрания (что является крайней мерой) сотрудникам правоохранительных органов не следует относиться к толпе людей как к однородной массе (пункт 159).

2.5. одним из базовых стандартов, закрепленных в Руководящих принципах по свободе мирных собраний, является необходимость того, чтобы сотрудников полиции было легко отличить (в том числе по личным опознавательным знакам).

3. Требование обеспечить эффективную защиту тех сотрудников правоохранительных органов, которые откажутся выполнять заведомо преступные приказы и распоряжения, нарушающие права граждан.

Мы исходим из того, что решение данных вопросов находится в исключительной компетенции органов прокуратуры, которые находятся на страже законности в стране. Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, должностными лицами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь").

Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» деятельность органов внутренних дел является гласной.

В обращении обращалось внимание на то, что задержания мирных граждан осуществляются лицами, которых нельзя однозначно идентифицировать как представителей власти, указывалось, что это может приводить к различным конфликтным ситуациям и к законному применению силы со стороны граждан с целью самообороны от неизвестных лиц.

Для избежания подобных ситуаций и для профилактики возбуждения уголовных дел по статьям 363 УК (сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок) и 364 УК (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел), в обращении содержалась просьба к Генеральной прокуратуре принять соответствующие меры.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» субъектами профилактики правонарушений являются, в том числе, органы прокуратуры Республики Беларусь. Более того, согласно ст. 6 данного Закона Генеральным прокурором Республики Беларусь осуществляется координация деятельности по профилактике правонарушений. Для реализации указанных полномочий у прокуратуры имеется широкий набор соответствующих правовых инструментов, которые прокуратура обязана задействовать в случае нарушения законности в стране, прав и свобод граждан.

Поскольку указанные меры не были приняты, а ответ на обращение являлся, по существу, отпиской, просим обеспечить надлежащее рассмотрение обращения и принять соответствующие меры прокурорского реагирования по проблемам, изложенным как в первичном обращении, так и в указанной жалобе. В частности, ПРОСИМ:

обратиться к Министру внутренних дел с представлением (предписанием) об устранении нарушений органами внутренних дел законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям:

– обеспечить ношение сотрудниками милиции, которые участвуют в задержаниях граждан, соответствующей формы одежды и знаков отличия, которые будут ясно демонстрировать гражданам, что они имеют дело не с “бандитами”, а с представителями власти;

– отказаться от использования для перевозки задержанных людей автотранспорт без опознавательных милицейских знаков;

– не задерживать людей и не применять к ним силу только лишь за участие в мирных собраниях, без реальных и значительных (веских) оснований.

Принятие указанных мер необходимо для укрепления доверия граждан к органам, которые по закону должны стоять на страже законности и обеспечения их прав.

Читать далее: