О недопустимости изменения Конституции без референдума.
получен
Адресат:
- Конституционный суд Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- Ответ получен 16 декабря 2020. Читать ответ
Председателю Конституционного суда
Республики Беларусь
Миклашевичу П.П.
Уважаемый Пётр Петрович,
22 октября 2020 года в Минске на заседании круглого стола «Конституционная реформа в Беларуси: новые возможности развития страны» судья Конституционного суда Республики Беларусь А.В.Марыскин высказался о возможности принятия Парламентом новой Конституции: «Есть, правда, еще вариант, о котором мало говорят, он связан с возможностью принятия, я подчеркиваю, новой Конституции. В самой Конституции говорится, что новая (хоть там и нет такого слова) Конституция может быть принята в обычном порядке без проведения референдума. Поэтому это дело парламента, президента, каким путем идти и какие изменения учитывать». Источник: https://naviny.media/new/20201022/1603372424-sudya-ks-maryskin-novuyu-konstituciyu-vozmozhno-prinyat-bez-referenduma
Считаем, что такое заявление без ряда уточнений либо является необдуманным и непрофессиональным, и требует от его автора дать дополнительный комментарий, чтобы не вводить в заблуждение нас - граждан, либо является осознанным и не основанным на нормах Конституции, и осуществлено в целях ввести в наше сознание псевдодостоверную информацию о дискреции Президента и Парламента в данном вопросе.
Подробный комментарий к Конституции, в том числе и касаемо порядка её изменения, был дан Г.А.Василевичем в статье «Конституция Республики Беларусь как ценностная доминанта в процессе реализации правовых норм». Приводим несколько цитат: «Особая ценность Конституции проявляется в стремлении обеспечить ее стабильность.
В части первой ст.140 Конституции Республики Беларусь указано, что Парламент Республики Беларусь в целом может принять Конституцию Республики Беларусь квалифицированным большинством голосов. Иногда указанную норму неверно воспринимают, полагая, что при подготовке проекта Конституции Республики Беларусь допущена ошибка. Однако здесь ее нет, необходимо воспринимать данное право Парламента Республики Беларусь с учетом требования о проведении через референдум разделов I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь. Поэтому если указанные разделы Конституции Республики Беларусь не изменяются, но предлагается на голосование новая редакция других разделов (глав) Конституции Республики Беларусь, то ничего не препятствует голосованию за весь текст Конституции Республики Беларусь в Парламенте Республики Беларусь.
Обратим внимание на еще одно обстоятельство: разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем народного голосования. Таким образом, Парламент Республики Беларусь не может принимать законы об изменении этих разделов Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем не исключается право Парламента Республики Беларусь дополнять указанные разделы Конституции Республики Беларусь, однако такие дополнения не должны изменять суть положений, содержащихся в разделах I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь».
В полной мере мы поддерживаем позицию Г.А.Василевича, считаем необходимым отметить следующее. Если придерживаться позиции судьи Марыскина А.В., игнорировать иные нормы Конституции, то следует полагать, что предложенное им действие приведет к нарушению ст.77, 140 Конституции Республики Беларусь, поскольку ранее принятые на референдуме решения могут быть отменены или изменены только путём референдума, если иное не будет определено референдумом.
Более того, следуя логике судьи Марыскина А.В., можно вообще прийти к абсурдным выводам о допустимости нарушения ст.139 Конституции Республики Беларусь и принятия новой Конституции в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Таким образом, просим Конституционный суд публично высказать официальную позицию по вышеобозначенному вопросу, указав на личное мнение судьи Марыскина А.В., и поддержать вышеизложенное понимание норм Конституции Республики Беларусь.
Читать далее:
-
По-прежнему портим газоны на отдельных улицах Фрунзенского района г.Минска.
-
О введении дистанционного обучения в школах
-
Перевод студентов и лиц, получающих средне-специальное образование, на дистанционное обучение.
-
Реализация масок в связи с введением масочного режима.
-
О реконструкции развязки М6 и H8255
-
Петиция в защиту детского реаниматолога А.Н.Витушко.