PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4520
15 декабря 2020

О работе межведомственной комиссии по проверке заявлений о применении насилия

Депутат Палаты представителей не предоставил отчёт о работе межведомственной комиссии по проверке заявлений о применении насилия
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Депутату

Палаты представителей

Национального собрания

Республики Беларусь

Дубову А.В.

Граждан Республики Беларусь

О работе межведомственной комиссии

Уважаемый Александр Васильевич!

26.08.2020 Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщила о создании межведомственной комиссии по проверке заявлений граждан о применении к ним физической силы и специальных средств во время массовых мероприятий (далее по тексту – межведомственная комиссия) (https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-sozdana-mezhvedomstvennaja-komissija-po-proverke-zajavlenij-o-primenenii-nasilija-404233-2020/). По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в состав указанной комиссии по проверке фактов издевательства и жестокого обращения во время задержания, доставки и содержания граждан в ИВС и ЦИП вошли прокуроры, а также представители Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Государственного комитета судебных экспертиз и депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (https://news.tut.by/economics/698167.html?c).

Как мы знаем, от Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в состав межведомственной комиссии вошли именно Вы (https://news.tut.by/society/698381.html).

Согласно информации, полученной от Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, цель создания межведомственной комиссии и ее работы – объективно, полно и всесторонне разобраться в ситуации, установить наличие либо отсутствие признаков преступлений в действиях представителей правоохранительного блока при задержании, доставке и содержании граждан в ИВС и ЦИП после их участия в массовых мероприятиях.

По официальным данным Следственного комитета Республики Беларусь уже 17.08.2020 более 600 граждан обратились с заявлениями о получении телесных повреждений при их задержании сотрудниками правоохранительных органов, и около 100 человек – о получении телесных повреждений в местах временного содержания (http://t.me/skgovby/2945).

По состоянию на 01.09.2020 было известно о 450 задокументированных случаях пыток и жестокого обращения с людьми, лишенными свободы после президентских выборов 9 августа 2020 года в Республике Беларусь (https://www.ohchr.org/ru/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=26199&LangID=R).

Согласно заявлению первого заместителя министра внутренних дел – начальника криминальной милиции Геннадия Казакевича по состоянию на 16.09.2020 в Следственном комитете Республики Беларусь находилось более 2000 заявлений граждан о применении насилия со стороны правоохранителей во время протестных акций (https://sputnik.by/incidents/20200916/1045693577/MVD-net-ni-odnogo-fakta-iznasilovaniya-so-storony-sotrudnikov-militsii.html).

В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Согласно статье 24 Конституции Республики Беларусь государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Запрет пыток является одним из немногих абсолютных и не допускающих отступлений прав человека. Статья 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР 1987 года, устанавливает, что никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР 1973 года, а также частью третьей статьи 25 Конституции Республики Беларусь никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Согласно частям второй и третьей статьи 59 Конституции Республики Беларусь государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Однако на сегодняшний день о межведомственной комиссии и ее работе у нас нет никакой информации, органами прокуратуры и Следственным комитетом так и не возбуждено ни одного уголовного дела по фактам системных и массовых пыток задержанных граждан. В тоже время представители силовых структур продолжают применять пытки и жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение в отношении задержанных участников акций протеста, происходит усиление репрессий и еще большее усугубление кризиса прав человека в республике.

Обращаем Ваше внимание, что в условиях, когда свидетелями применения насилия со стороны силовых структур оказались десятки тысяч жителей Республики Беларусь, пострадало в мирное время беспрецедентное количество граждан, что зафиксировано многочисленными видео- и фотоматериалами, справками из организаций здравоохранения, показаниями пострадавших и докторов, созданная межведомственная комиссия должна работать исключительно открыто и гласно, обеспечить прозрачный механизм проведения проверок и неукоснительно соблюдать нормы законодательства при осуществлении деятельности.

Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации: о правах, свободах, законных интересах и обязанностях физических лиц, правах, законных интересах и обязанностях юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов, исполнения обязанностей; о фактах нарушения законности. Расследование таких массовых репрессий в отношении граждан Республики Беларусь не может быть секретным и не может являться служебной информацией ограниченного распространения. При отсутствии правовых механизмов защиты в обществе будет и далее усугубляться недоверие к суду и правоохранительной системе, а также без исключения ко всем представителям государственных органов.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 34 Конституции Республики Беларусь, статьями 6, 16 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», статьями 12, 24, 25 Закона Республики Беларусь от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», требуем:

1. Предоставить следующую информацию:

1.1. Кто входит в состав межведомственной комиссии с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии), а также должности члена комиссии, кто руководит работой комиссии.

1.2. Положение и (или) регламент работы комиссии или иной документ, регламентирующий работу межведомственной комиссии, расписание заседаний комиссии и повестки заседаний.

1.3. Контактные данные для направления обращений (номера телефонов, почтовый и электронный адрес, указать ответственных должностных лиц за прием обращений).

1.4. Отчет о проделанной межведомственной комиссией работе, в том числе с отражением информации о количестве проверок, проведенных комиссией за период с 09.08.2020 по настоящее время, сколько заявлений поступило от граждан, пострадавших за период с 09.08.2020 по настоящее время (в том числе в Прокуратуру, Следственный комитет и другие компетентные органы), сколько заявлений рассмотрено, какие приняты решения по фактам рассмотрения заявлений с указанием причин принятых решений. Данные сведения просим предоставить в разрезе областей, районов Республики Беларусь.

1.5. О характере причиненных обратившимся гражданам повреждений с учетом медицинских заключений и заключений судмедэкспертов, с указанием пола и возраста пострадавших граждан.

1.6. О количестве случаев оказания медицинской неотложной помощи гражданам как во время задержания, так и во время нахождения в транспортных средствах, перевозящих задержанных, непосредственно во время нахождения в РУВД, ОВД, учреждениях временного содержания задержанных (ИВС) и иных помещениях.

1.7. Указать причины и основания применения в отношении граждан специальных средств, в том числе огнестрельного оружия, светошумовых гранат, слезоточивого газа, применения физического и психологического насилия к мирным гражданам на улицах, а также в транспортных средствах (в том числе, в автозаках), в УВД, РУВД, ИВС и иных помещениях, куда граждане были помещены правоохранителями и не представляли угрозу, а зачастую находились в явно беспомощном состоянии.

1.8. Приняты ли меры по предотвращению в дальнейшем возникновения такого рода случаев, указанных в подпункте 1.7 настоящего обращения, и какие именно меры приняты.

1.9. Указать проведенные мероприятия по изучению условий перевозки и содержания задержанных граждан в УВД, РУВД, ИВС и иных помещениях за период с 09.08.2020 по настоящее время и какие предприняты меры для нормализации условий перевозки и содержания задержанных граждан.

1.10. Отстранены ли от службы сотрудники силовых структур, в отношении которых проводятся проверки межведомственной комиссией, сколько таких сотрудников.

2. Провести проверки в соответствии с законодательством по всем заявлениям граждан о применении к ним насилия и специальных средств, провести проверки по изучению условий перевозки и содержания задержанных граждан в УВД, РУВД, ИВС и иных помещениях, в первую очередь, в дни массовых задержаний граждан и ближайшие после массовых задержаний дни, осуществляя деятельность межведомственной комиссии открыто и гласно посредством размещения информации в СМИ и в сети Интернет.

С уважением,

граждане Республики Беларусь

Читать далее: