PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4619
25 января 2021

Внести изменения в Избирательный кодекс Республики Беларусь.

Законодательство, регулирующее выборы, нуждается в изменениях.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Ещё в январе 2017 года общественная кампания «Правозащитники за свободные выборы» (далее - Общественная кампания) предоставила разработанный её экспертами документ «Обоснование приоритетных рекомендаций о внесении изменений в избирательное законодательство Республики Беларусь» на рассмотрение межведомственной рабочей группы при Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, которой было поручено провести анализ рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по итогам наблюдения за президентскими выборами 2015 года для совершенствования избирательного процесса в Республике Беларусь.

Однако никакой информации о результатах рассмотрения приоритетных рекомендаций, изложенных в вышеуказанном документе, до настоящего времени ( 2021 год) обнародовано не было! Приоритетные рекомендации в законодательство Республики Беларусь не имплементированы, «работа государственных органов в этом направлении заморожена».

Общественная кампания обосновала приоритетные рекомендации о внесении изменений в избирательное законодательство и отметила, что имплементация этих рекомендаций в избирательное законодательство является критически важной, и что отсутствие демократически избранных органов власти влияет в целом на международный имидж Республики Беларусь и её инвестиционную привлекательность.

Обосновывая проблему отсутствия качественного избирательного законодательства в Республике Беларусь, Общественная кампания отметила, что государства-участники ОБСЕ в Копенгагенском документе (Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ, июнь 1990 г.) заявили, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства.

Общественная кампания также отметила, что Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (7 октября 2002 года, г. Кишинев), нормы которой, в случае имплементации в Избирательный кодекс Республики Беларусь, значительно приблизили бы избирательный процесс в стране к демократическим стандартам.

В своем документе Общественная кампания предложила следующие основные рекомендации о внесении изменений в избирательное законодательство Республики Беларусь по приоритетным направлениям:

1. Формирование избирательных комиссий:

- законодательно закрепить право каждой политической партии после объявления о начале избирательной кампании делегировать одного своего представителя с правом решающего голоса в состав избирательных комиссий любого уровня (кроме Центральной комиссии Республики Беларусь);

- законодательно закрепить преимущественное право политических партий направлять своих представителей в составы избирательных комиссий, предусмотрев при этом положение, что в случае, если политическая партия не воспользовалась своим правом направить представителей в составы избирательных комиссий, вакантные места в составе комиссий заполняются из числа представителей, выдвинутых гражданами, общественными объединениями и трудовыми коллективами.

2. Досрочное голосование:

- законодательно закрепить, что граждане, которые в день голосования не могут присутствовать на избирательном участке, могут проголосовать досрочно при предъявлении документов, которые подтверждают факт невозможности проголосовать в основной день голосования;

- установить, что досрочное голосование проводится на не более чем 10% избирательных участках в округе либо районе. Такие участки являются специальными для проведения досрочного голосования.

3. Подсчёт голосов:

- законодательно закрепить следующую рекомендацию БДИПЧ ОБСЕ: «Подсчёт голосов должен производиться прозрачно, в условиях, когда все члены УИК, наблюдатели и доверенные лица кандидатов смогли бы подтвердить результат этого процесса. С целью повышения общественного доверия стоит рассмотреть возможность объявления и демонстрации выбора на каждом бюллетене всем присутствующим, а также объявление всех цифр, которые вводятся в протокол УИК»;

- ввести в избирательное законодательство норму, обязывающую местные исполнительные органы власти размещать на своих сайтах (в специальных разделах) и в печатных изданиях, учредителями которых они являются, информацию о результатах голосования на соответствующей административно-территориальной единице (избирательном округе, районе, районе в городе, области) с разбивкой на участки для голосования. Информация о результатах голосования с разбивкой по участкам для голосования по всей стране также должна размещаться на сайте Центральной комиссии Республики Беларусь.

4. Судебные споры:

- законодательно закрепить право судебного обжалования любых решений избирательных комиссий всех уровней, которые затрагивают права участника избирательной кампании.

5. Возможности наблюдения:

- внести дополнения в часть 5 статьи 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь и предусмотреть, что наблюдатель имеет «иные права».

На основании изложенного мы, граждане Республики Беларусь, жители Республики Беларусь, белорусы, руководствуясь п.29 ст.33 Избирательного кодекса, которая устанавливает, что Центральная комиссия в пределах своей компетенции вносит субъектам права законодательной инициативы предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики, просим:

1. издать правовой акт, предусматривающий обязанности по подготовке проекта закона о внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь и внесению его на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в срок до 01.06.2021;

2. возобновить работу межведомственной рабочей группы при ЦИК Республики Беларусь;

3. учесть в проекте закона о внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь все приоритетные рекомендации документа «Обоснование приоритетных рекомендаций о внесении изменений в избирательное законодательство Республики Беларусь»;

4.Внести проект закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в срок до 01.06.2021.

Читать далее: