PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4698
18 февраля 2021

Исключить термин "экстремистская символика" из законопроекта "О противодействии экстремизму".

Понятие "экстремистская символика", включённое в содержание законопроекта "О противодействии экстремизму".
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В процессе активизации диалога с гражданским обществом, доводы коллективного обращения о недопущении признания бело-красно-белого флага экстремистским приняты к сведению Генеральной прокуратурой, и учтены в рамках мероприятий по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму.

Органы прокуратуры также поставили в известность о том, что проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» направлен для дальнейшей доработки и согласования в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Ранее, студенты и преподаватели исторического факультета Белорусского государственного университета направили в адрес Палаты представителей коллективное обращение с доводами о том, что бело-красно-белый флаг никак нельзя признавать экстремистским, а тем более, запретить его использование. В коллективном обращении студентов Белорусского государственного университета приводились доводы исторического характера. Вместе с тем, в дополнение к их обращению, полагаем необходимым довести до вашего сведения и невозможность признания бело-красно-белого флага экстремистским, с правовой точки зрения.

Считаем, что принятие решения о признании бело-красно-белого флага экстремистским в рамках законопроекта «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» не может быть основано на мнении лишь одной социальной группы нашего общества. Разрешение такого важного вопроса невозможно без учёта мнений других социальных групп, так как, в противном случае, теряется одно из самых необходимых условий законотворчества – плюрализма мнений.

В соответствии со статьёй 14 Конституции Республики Беларусь, государство призвано регулировать отношения между социальными группами, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения прав и интересов.

Государство, как ответственная сторона за всё правовое регулирование в стране, должна обеспечить соблюдение этих принципов всеми возможными способами.

Вместе с тем, согласно Конституции Республики Беларусь, запрещена деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против её конституционного строя и гражданского согласия, препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Таким образом, основные, принципиальные аспекты предупреждения экстремизма зафиксированы в Конституции Республики Беларусь, как и норма о том, что государство призвано регулировать правоотношения на основе принципов равенства перед законом, уважения прав и интересов других участников общественной жизни.

Стоит отметить, что Основной закон определяет, что экстремистскими могут являться определённые действия различных субъектов (организаций, объединений и иных лиц). Конституция Республики Беларусь не содержит сведений о том, что источником проявления экстремизма могут являться символы или знаки.

Наряду с этими положениями, в Республике Беларусь действует Закон «О противодействии экстремизму». В указанном законе дано исчерпывающее понятие экстремизма, которое не противоречит Конституции Республики Беларусь.

Экстремизм – это деятельность различных субъектов, направленных на насильственное изменение конституционного строя, захват и удержание государственной власти неконституционным путем и другие действия отдельных субъектов, направленных на дестабилизацию основ нашего государства.

Также, в концепцию законопроекта внесено предложение изложить понятие «экстремистская символика и атрибутика» в следующей редакции: «Экстремистская символика и атрибутика - флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, иные подобные объекты, в том числе объекты, которые являются или могут быть объектами авторского права, смежных прав, промышленной собственности, а также объекты, схожие с ними до степени смешения, использующиеся при осуществлении экстремистской деятельности или для ее пропаганды, в том числе путем публичной демонстрации, и при призывах к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором - восемнадцатом части первой настоящего пункта, в том числе нацистская символика и атрибутика, а равно любые изображения лиц, причастных к экстремистской деятельности».

Полагаем, что перечень символов и знаков, которые могут относиться к определению экстремистской символики и атрибутики, не выдерживает никакой критики, противоречит иным определениям в предложенном законопроекте, а также имеет явные неточности и формулировки.

Так, под понятием экстремизма (экстремистской деятельности) предложено понимать действия субъектов, посягающих на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, конституционный права и свободы граждан, общественную безопасность и принципы правового государства.

Как и в действующем сейчас Законе Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», основным фактором правовой оценки проявления экстремизма, является субъект, который может (способен) осуществлять деструктивную деятельность, направленную на нарушения конституционного строя.

Экстремизм является уголовно-наказуемым преступлением, ответственность за которое предусмотрено несколькими статьями Уголовного Кодекса Республики Беларусь (ст.130, ст.132). Уголовной ответственности подлежит субъект преступления.

Вместе с тем, уголовное право содержит необходимые квалифицирующие признаки для должной правовой оценки преступлений.

Например, предмет преступления необходимо отличать от орудий и средств совершения преступного деяния как признака объективной стороны преступления. Предмет — это то, что подвергается преступному воздействию для нанесения вреда объекту посягательства; орудия и средства — при помощи (посредством) чего преступление совершается.

Орудия и средства — суть инструментарий, который использует виновный для совершения преступления, для воздействия на предмет посягательства (например, нож при совершении убийства, "фомка" при совершении квартирной кражи, множительная техника при изготовлении фальшивых денег и иные средства). Одна и та же вещь может в одних случаях выступать в качестве предмета преступления, в других — в качестве орудия или средства совершения преступления.

Кроме того, в отличие от объекта преступления, которому всегда наносится вред в результате совершения преступного деяния, предмет может не только претерпевать ущерб от преступления, но также может и оставаться неизменным, просто видоизменяться, а иногда даже и улучшать свои качества.

В экстремистской деятельности, как у состава уголовного преступления, при квалификации преступных действий должен быть установлен предмет преступления, а также орудие преступления. Эти факторы имеют важное значение для правильной квалификации преступления.

Предложение о закреплении в законе «О противодействии экстремизму» термина «экстремистская символика», полагаем, противоречит принципам уголовного законодательства.

Заранее, без предварительного расследования обстоятельств преступления, без установления субъекта экстремизма и характера экстремистской деятельности, термин устанавливает доказательственное значение потенциальных предметов преступления (используемых не только в экстремистской деятельности), а также заранее устанавливает перечень орудий совершения преступления.

Фактически, внесением такого термина в законодательство о противодействии экстремизму, заранее создаются искусственные доказательства обвинения в совершении преступления, так как наличие перечисленных предметов, будут являться основанием для уголовного преследования. Считаем, что такие явления, несомненно, повысят вероятность злоупотреблений со стороны органов предварительного расследования.

В политике государства, уголовный закон должен быть направлен на упреждение общественно опасных деяний, соответственно, иметь в своем арсенале только действенные превентивные инструменты и исключать наказание по формальным признакам. Существует также проблема «надуманности» преступлений – когда не совсем четкие формулировки и определения позволяют криминализировать практически любые действия.

Предложение о закреплении термина «экстремистская символика» необходимо исключить из законопроекта «О внесении изменений в законы о противодействии экстремизму», по причине явных противоречий с действующим законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, просим:

- при работе над законопроектом «О внесении изменений в законы о противодействии экстремизму» принять все меры для соблюдения государственных, общественных, семейных интересов гражданского общества;

- исключить предложения о закреплении термина «экстремистская символика» из концепции законопроекта, с целью сохранения народного единства в Республике Беларусь и соблюдения принципов правового государства.

Читать далее: