Против принятия изменений в Закон, предоставляющих возможность использовать оружие "по своему усмотрению".
получен
Адресат:
- Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- Ответ получен 10 мая 2021. Читать ответ
Мы, граждане Республики Беларусь, возмущены активностью Палаты Представителей относительно принятия изменений в следующие законы:
1. Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2341-XII «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;
2. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
3. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь».
Представители силовых структур, как правило, и так не несут никакой ответственности за смерть, избиения, нанесения увечий гражданам Республики Беларусь, которых присягали защищать, с августа 2020 года. По-прежнему не заведено ни одного уголовного дела по фактам гибели граждан, пыток, незаконных арестов, превышения полномочий.
Предложенные на рассмотрение Палате представителей изменения считаем актом вопиющего наступления на базовые права человека - наиболее пострадавшую область правоприменения Республики Беларусь.
Вот некоторые примеры предложенных изменений:
Ст.18 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь».
"Военнослужащие внутренних войск при выполнении возложенных на них задач имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие по своему усмотрению с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями настоящего Закона...".
Таким образом, крайняя необходимость заменена "усмотрением" физического лица при исполнении. Просим пояснить, по какому критерию вопросы применения оружия остаются на усмотрение человека, обладающего правом ношения оружия? На наш взгляд, это открывает поле для безграничных злоупотреблений!
Кроме этого, следующая поправка ст.18 указанного закона и вовсе освобождает от ответственности за смерть, увечья и применение силы против гражданина:
"Военнослужащий внутренних войск не несёт ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применение или использование оружия осуществлялось в соответствии с требованиями настоящего Закона."
В настоящее время (и несоблюдению данного правила есть масса видео-подтверждений) сотрудник органов внутренних дел применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае задержания и доставления в органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление.
Однако, предлагаемые изменения наделяют сотрудников возможностью избивать, стягивать наручниками руки граждан, которые не оказывают сопротивления:
Так, например, в статье 28 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» предлагается «из абзаца шестого части первой слова «если они оказывают неповиновение или сопротивление,» исключить;
в части второй слова «правилами применения специальных средств» заменить словами «по усмотрению сотрудника органов внутренних дел»».
Таким образом, у граждан не остаётся ни механизмов, ни прав защиты против превышения силовиками должностных полномочий.
Просим пояснить, каким образом данные изменения отвечают интересам граждан Республики Беларусь и представляют их интересы?
Если все правила и регламенты применения боевого оружия и специальных средств заменяются словами "на своё усмотрение" и ответственность на "неверное усмотрение" изменениями в закон нивелируется, то мы открыто можем говорить об установлении привилегий и неприкосновенности для силовых структур наряду с неограниченными полномочиями. В таких условиях невозможно говорить о верховенстве закона, только о привилегии вооружённых над невооружёнными. Нельзя говорить и о присяге, где наиболее высокой задачей внутренних войск является защита граждан, а не безнаказанное их убийство.
Полагаем, подобные изменения вуалируют установление военного положения и военной оккупации гражданского населения со стороны внутренних войск, силовых структур, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.
В соответствии со ст.145 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по итогам рассмотрения проекта закона во втором чтении Палата представителей может принять решение об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.
Таким образом требуем снять с рассмотрения предложенные изменения к Закону «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» и иных, приняв постановление об отмене постановления о принятии в первом чтении проекта Закона «Об изменении законов» относительно указанных законов, в связи с их антинародностью и фактом несоответствия положениям "Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка", принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 года, а именно пп 7-8, 12-14:
7. Правительства обеспечивают, чтобы произвольное или злонамеренное применение силы или огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка каралось в соответствии с их законом как уголовное преступление.
8. Чрезвычайные обстоятельства, такие, как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от настоящих Основных принципов.
12. Поскольку в соответствии с принципами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, участие в законных и мирных собраниях может принимать каждый человек, правительства и учреждения и должностные лица по поддержанию правопорядка признают, что сила и огнестрельное оружие могут применяться лишь в соответствии с принципами 13 и 14.
13. При разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка избегают применения силы или, если это невозможно, ограничивают такое применение до необходимого минимума.
14. При разгоне собраний насильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять огнестрельное оружие лишь в тех случаях, когда нельзя применить менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо. Должностные лица по поддержанию правопорядка не применяют огнестрельного оружия в таких случаях, за исключением условий, оговоренных в принципе 9.
Читать далее:
-
Открытие скейт-парка г.Витебска
-
Вярнуць падпіску на часопіс "Наша гісторыя"!
-
Восстановление брусчатки на улице Корицкого
-
Дискриминация работников, отбывающих административный арест
-
Просим на время расследования по делу Алеся Пушкина изменить ему меру пресечения
-
Не мешайте журналистам выполнять свою работу!