PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4836
18 апреля 2021

Требуем внести изменения в проект закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Кодекс об образовании не соответствует нормам Болонского процесса.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

7 апреля 2021 года на очередном заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва в первом чтении принят проект закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», который, по нашему мнению, не соответствует современным требованиям.

В связи этим призываем внести в проект закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» ряд положений в соответствии со следующими дополнениями.

Законодательное закрепление академических свобод, университетской автономии и студоцентрированности образования как ключевых принципов демократизации высшего образования и непременных условий его динамичности, гибкости, способности оперативно реагировать на вызовы времени в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Присоединение Беларуси к Болонскому процессу в 2015 г. вынесло на повестку дня:

1. необходимость внедрения основополагающих принципов Болонского процесса в систему национального образования (в соответствии с обозначенными в дорожной карте шагами);

2. необходимость модернизации системы высшего образования (изменение структуры и повышение качества) с целью обеспечения международного имиджа и успешной капитализации высшего образования в Республике Беларусь, а также высокой конкурентоспособности специалистов, получивших высшее образование в белорусских вузах, на мировом рынке труда.

Представленный экспертам Общественного Болонского комитета в 2017 году проект нового Кодекса об образовании в Республике Беларусь уже тогда, считаем, не в полной мере предусматривал решение указанных выше задач. Разработка нового Кодекса об образовании тогда была полностью парализована.

Принятый же 7 апреля 2021 года в первом чтении проект закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», на наш взгляд, ещё более далёк от достижения данных целей. Данный проект разработан без должных широких консультаций и обсуждений с представителями академической среды непосредственно в учреждениях образования, без учёта мировых достижений в области высшего образования, игнорирует академические принципы архитектуры высшего образования и демократические ценности, предусмотренные Болонским процессом.

Академические свободы для ВУЗов предусматривают право на оперативное внесение изменений в образовательные стандарты и учебные планы с целью обеспечения их жизнеспособности и эффективности, их адаптивности в соответствии с прогрессивными преобразованиями в экономике, культуре, обществе, науке и, тем самым, повышения привлекательности предлагаемых образовательных программ в условиях конкурентного рынка.

Академические свободы для преподавателей и учёных предполагают право на поведение научных исследований и публикацию их результатов без ограничений со стороны государства, право на определение содержания учебных дисциплины и чтение авторских курсов, право на выбор, разработку и применение учебно-методического инструментария, право иметь и выражать свою точку зрения и философские взгляды.

Академические свободы для студентов, во-первых, предусматривают возможность альтернативного выбора учебных дисциплин и программа (в том числе в других ВУЗах как в стране, так и за рубежом) за счёт утвержденной системы перезачёта зачётных единиц (трансфера кредитов) и межинституционального и международного сотрудничества.

Во-вторых, академические свободы для студентов также утверждают право студентов, получающих профессию за счёт бюджета, на самостоятельный поиск для себя первого места работы по специальности и право на отказ от предоставляемого ему через распределение первого места работы.

Университетская автономия предусматривает самоуправление и выборность администрации ВУЗов. Определение руководителей в ВУЗе путём выбора и голосования коллектива позволит утвердить на ключевые посты в руководстве ВУЗов профессионалов в образовании (учёных, педагогов), способных обеспечить слаженную и эффективную работу системы. Самоуправление преподавателей и обучающихся обеспечит гибкость и модернизацию системы в соответствии с потребностями рынка труда; создаст условия для формирования у студентов компетентности в административно-правовой деятельности, гражданской активности и социальной ответственности.

В рамках студоцентрированного образования утверждается пример знаний, умений и компетенций студента в рейтинговом оценивании при освоении содержания образовательных программ. В соответствии с принципом студоцентрированности образования предусматривается возможность альтернативных форм обучения (очная, вечерняя, дистанционная, заочная) и их варианты комбинации в методической организации учебного процесса. Такой подход не допускает взимания дополнительной платы со студентов за проведение занятий с использованием учебно-лабораторного оборудования или привлечением технического персонала, поскольку допускает возможность посещения студентом этих пар в соответствии с гибким графиком расписания работы лаборатории и технического персонала. Также принцип студоцентрированности образования не допускает использование такой меры дисциплинарной ответственности как отчисление за отсутствие на учебных занятиях без уважительных причин в течение более 36 академических часов за семестр или полугодие, поскольку гибкий график занятий и комбинация различных форматов работы (очный, дистанционный, очный, заочный) позволяют в полном объеме студентам освоить содержание образовательных программ.

В соответствии с пп. 4.5. п.4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь Минобразование в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает проекты нормативных правовых актов, государственных программ (подпрограмм) в сфере образования.

На основании изложенного предлагаем, с учётом вышеперечисленных дополнений, внести соответствующие изменения в проект закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Читать далее: