О правовой природе контрсанкций Беларуси
получен
Адресат:
- Конституционный суд Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- Ответ получен 5 января 2022. Читать ответ
В соответствии с решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 15.12.2021 №Р-1286/2021 «О соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права документов, принятых (изданных) Европейским союзом, некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь» (далее – решение №Р-1286/2021), Конституционными Судом было признано, что документы, принятые ЕС, Великобританией, США, Канадой, предусматривающие введение ограничительных мер (санкций) в отношении Беларуси:
- не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства;
- не соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав человека;
- не соответствуют Уставу ООН, предусматривающему механизм применения превентивных и принудительных мер против государства только по решению Совета Безопасности ООН.
При этом в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2021 № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров» (далее – постановление № 700), был установлен перечень товаров, происходящих из ЕС и его государств-членов, США, Канады и др., запрещенных к ввозу на территорию Беларуси и реализации на территории Республики Беларусь. В таком виде Беларусь приняла и оформила контрсанкции.
Отметим, что пункт 2 распорядительной части решения №Р-1286/2021предписывает государственным органам, должностным лицам, руководителям организаций следует в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты национальных интересов Республики Беларусь, конституционных прав и свобод граждан исходя из ценностей и целей Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципов и норм международного права.
В этой связи получается следующая ситуация: ограничительные меры (санкции) ЕС, Великобритании, США, Канады признаются "противоречащим нормам международного права". При этом постановление № 700 вводит симметричные ограничительные меры (санкции) против ряда иностранных государств. Соответственно, нормативные предписания постановления № 700 также противоречат нормам международного права.
На основании вышесказанного, а также пункта 67 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь, утв. решением Конституционного Суда от 08.04.2014 № Р-916/2014, просим пояснить:
- необходимо ли воспринимать контрсанкции Республики Беларусь, оформленные постановлением № 700, в контексте решения №Р-1286/2021, как противоречащее нормам международного права?
Читать далее:
-
Список поименного голосования депутатов за проект Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»
-
Почему на Новый год в Минске отменили салют?
-
Против закрытия ГУО «Лицей 2 г.Минска»!
-
Генацыд беларускага народа пачаўся з Савецкай улады!
-
Обустройство остановки "Стадион "Торпедо" в Могилёве
-
Создание условий для безопасности жителей деревни Михалово (Раковский сельсовет). Обжалование ответа Воложинского райисполкома