Физ лицо не участвующее в закупках не может сообщить о нарушениях
получен
Адресат:
- Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Текущий статус обращения:
- 2 ответа. Последний получен 4 января. Читать ответ
В нашей стране развита государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками. И не просто развита , а находится на более высоком уровне, чем во многих странах постсоветского пространства.
Например в такой небольшой стране как Молдова существует несколько уровней Антикоррупционных органов. При этом государственные закупки практически закрыты, нет аналога нашего портала ГИАС с полной информацией о проводимых закупках.
https://anticor.hse.ru/main/country/Moldova
Однако “Национальный орган по неподкупности” рассматривает все поступившие сообщения о закупках с признаками коррупции поступившие от граждан и общественных объединений. Результаты расследований публикуются.
В Республике Беларусь физическое лицо не участвующее в закупках не может сообщить о нарушениях в процедурах закупок. А в закупках из одного источника жалобу может подать только “Участник”: а таковым является исключительно лицо с которым заключен договор (или документально предложено заключить договор).
Статья 52 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З “Подача жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам. Отзыв жалобы”:
1. Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в порядке, установленном настоящей статьей и статьей 53 настоящего Закона, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки в случае нарушения их прав и законных интересов.
2. Жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам может быть подана:
юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки – до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, – со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;
участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
Как мы видим в выдержке из ст. 52 После окончания процедуры закупки возможности заявить о возможном нарушении Закона нет.
Граждане Республики Беларусь являются заинтересованной стороной в вопросе предотвращения нарушений в государственных закупках. Также граждане могут значительно помочь проверяющим органам указав на закупки с признаками коррупции. Это облегчит работу проверяющим органам, так как объем ежедневно размещенных на портале закупок превышает 1000.
На основании:
Статья 117 Конституции Республики Беларусь.
“Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах”.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З
Статья 3. Бюджетное законодательство
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
Статья 5. Принцип гласности и открытости означает:
5.2. открытость для общества и средств массовой информации:
сведений о ходе исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о государственном долге Республики Беларусь, долге органов местного управления и самоуправления, а также долге, гарантированном Республикой Беларусь и местными исполнительными и
сведений об осуществлении распорядителями бюджетных средств возложенных на них функций, в том числе по выполнению ими государственных программ, подпрограмм и мероприятий за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами).
7. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьи 4. Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З “Основные цели и принципы в сфере государственных закупок”:
Основными целями и принципами в сфере государственных закупок являются:
эффективное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;
гласность и прозрачность при осуществлении государственных закупок;
обеспечение развития конкуренции;
обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);
стимулирование инноваций;
экологизация государственных закупок;
профессионализм при осуществлении государственных закупок;
оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;
предотвращение коррупции.
Просим:
Внести поправки в главу 9 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З в части возможности подачи жалобы на всех этапах проведения государственных закупок.
Внести поправки в главу 9 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З в части возможности подачи жалобы как юридическими так и физическими лицами не участвующими в процедуре закупки, но имеющими информацию о возможном нарушении.
Приравнять закупку из одного источника к процедуре государственной закупки в части возможности подавать жалобы на действия/бездействие заказчика.
Читать далее:
-
Отсутствие возможности подать жалобу при закупке из одного источника
-
В Смолевическом р-не д. Шпаковщина дороги в ужасном состоянии
-
Надбавка за работу в отрасли воспитателям групп продленного дня
-
Переполненные мусорные баки в городе Минске в районе ул.Зубачева, 37
-
Мусор в районе ул. Кижеватова
-
Захлемлено между ул. Казинца,66 и забором НИИ почвоведения и агрохимии