PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №5802
19 марта 2024

Перенести рассмотрение вопроса о флагштоке в Витебске на 2025 год

Составили перечень замечаний к проекту установки флагштока в Витебске, просим переработать проект и перенести его обсуждение на 2025 год.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В городе Витебске в настоящее время ведется общественное обсуждение по поводу возведения флагштока на территории парка 1000-летия Витебска.

Считаем, что решение о возведении флагштока в 2024 году будет поспешным. Приведем аргументы, которые, как нам видится, служат основанием для переноса согласования установки такого важного объекта строительства на следующий год.

1. Архитектурно-проектировочной концепцией (далее — АПК) объекта строительства предусмотрена установка Знака с наименованием «Площадь флага и герба Республики Беларусь».  То есть проектом предусмотрено создание новой городской площади, а не только установка флагштока в парке 1000-летия. Таким образом в наименовании проекта обнаруживается крупная подмена, вводящая в заблуждение читателей. Под видом установки одного объекта скрывается более сложная архитектурная концепция, требующая более детального обоснования. В используемой подмене видится поспешность в создании предынвестиционной документации — незавершенность идеи, концептуальная незрелость.

2. Нет обоснования заявленной высоты флагштока в 69 метров.

В Минске флагшток на площади Государственного флага имеет высоту 70 метров. В Гомеле флагшток на площади Ленина построен высотой 60 метров. В нашем областном центре мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины возвышается на 56 метров. При этом мемориал имеет множество точек обзора — с противоположного берега Западной Двины, с моста им. Блохина, с Кировского моста, и, самое главное, с площади Победы.  На последней локации самая наглядная точка обзора размещается у улицы Ленина на расстоянии до 175 метров от самого мемориала. С этого расстояния мемориал хорошо воспринимается целиком, во всю высоту. На расстоянии же порядка 10 метров от памятника в поле зрения попадает фриз, опоясывающий пилоны-обелиски, на гранях которого отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики». А у подножия мемориала — Вечный огонь и надпись «Слава героям» в кольце внутри фриза. Таким образом создаётся целый сценарий восприятия мемориала. Флагшток же сам по себе никакой эстетической ценности не несёт. Его единственная функция — размещение флага. И этот флаг должен быть виден в данном случае для людей, которые непосредственно находятся на так называемой площади государственного флага и герба. Чем выше размещен флаг — тем больше нужно расстояние для его визуализирования. Чем больше расстояние — тем больше перспективные сокращения размеров флага. Чем больше размеры флага — тем сильнее должен быть воздушный поток, чтобы этот флаг расправить. Хотелось бы, чтобы размер флагштока соответствовал прилегающей архитектуре. Высота в 69 метров соответствует высоте жилого 23- этажного дома. В районе проспекта Строителей преобладают дома 9-10 этажей. Это около 30 метров в высоту. Таким образом при высоте флагштока в 25-30 метров флаг будет лучше просматривается с площади, и дополнительно флаг будет хорошо просматриваться с верхних этажей прилегающих жилых домов.

В связи с этим просим пересмотреть заявленную высоту флагштока в сторону уменьшения (двукратного) и, как следствие, переработать и другие объекты проекта.

3. Представленные на плане проекта аллеи создают потенциальную аварийно-опасную ситуацию на дороге и перспективное направление вытаптывания тропинок. Широкая и короткая аллеи, идущие от центра площади государственного флага и герба параллельно проспекту Строителей к улице Новооршанской, не заканчиваются пешеходным переходом. Это создаёт условия для нерегламентированного пересечения проезжей части улицы Новооршанской. Широкая и короткая аллеи, идущие от центра площади параллельно проспекту Строителей в сторону ледового дворца, после пересечения с аллеей парка не имеет дальнейшего продолжения в сторону ледового дворца. Это будет провоцировать создание протоптанных на газоне тропинок.  Таким образом генеральный план никак не увязан с существующей сетью аллей и дорожек парка. Вновь наблюдается глубокая непродуманность заявленного проекта.

4. Не обоснована установка двух светодиодных экранов. Согласно проекту светодиодные экраны размещаются на расстоянии около 10 метров друг от друга. Никакой необходимости в двух экранах на таком небольшом расстоянии нет. Как собственно недостаточно обоснована и вовсе установка светодиодных экранов. На площадях Победы и Свободы светодиодные экраны хорошо просматриваются с проезжих частей (с общественного транспорта, в момент ожидании светофора), а так же массовыми потоками пешеходов, так как площади находятся в центральной и оживленной части города.Квартал парка 1000-летия Витебска располагается в Первомайском районе, за микрорайоном Юг-6, то есть почти на окраине города. Пешеходный поток тут значительно меньше, чем в центре города. Проектная территория отделена от проспекта Строителей, куда ориентированы экраны, рядовой посадкой деревьев. Таким образом с проезжей части экраны будут не видны. Их функциональное назначение теряется.

5. Не указана проектная стоимость объекта строительства. Установка в Гомеле 60-метрового флагштока на уже существующей площади обошлась в сумму около полмиллиона долларов.В Витебске же помимо ещё более высокого флагштока проектом предусмотрены два светодиодных экрана, а также покрытие площади (более чем 50х50 метров) из гранита 3 трех видов. Это увеличивает проектную стоимость в разы. Для общественного обсуждения важно знать объем трат, которых потребует объект строительства.

6. Не указаны причины создания новой площади в городе. В качестве целесообразности осуществления данного проекта среди прочего указано проведение церемоний и других торжественных мероприятий. Однако в городе есть несколько площадей большего размера, которые на протяжении многих лет используются администрацией и жителями города для проведения церемоний и других торжественных мероприятий. Просьба указать, почему существующие площади Витебска перестанут выполнять свое церемониальное функциональное назначение в прежней мере в случае реализации проекта. Просьба перечислить, какие именно торжественные мероприятия планируется проводить на новой площади, и аргументировать, чем вызвано перенесение организации этих торжеств на новое место.

7. Парк 1000-летия Витебска неоднократно становился «экспериментальной площадкой» разных технических решений и проектов, требовавших траты средств и ресурсов. В результате несогласованных в долгосрочной перспективе проектов велось неоправданное расходование бюджетных средств. В частности, для размещения в 2023 году детских площадок в парке понадобилась ликвидация объектов растительного мира, которые годом (или несколькими годами) ранее были высажены горожанами. Во избежание повторения такой же ситуации считаем нужным увеличить время на общественное обсуждение проекта.<

8. Поспешность в создании АПК путем смены локации. В ноябре 2023 года Витебский горисполком предварительно информировал граждан и юридических лиц по поводу объекта «Возведение флагштока на площади 1000-летия в г. Витебске», однако спустя 3 месяца горожанам была представлена АПК объекта уже на совершенном новом месте. С площади 1000-летия Витебска проектируемый флагшток «переехал» в парк 1000-летия Витебска. Причем горисполком так и не озвучил причины «переезда». Такие срочные переносы в решениях высокой важности имеют признаки поспешности и концептуальной незрелости. 

Резюмируем:

Реализация заявленного проекта не обоснована. Он выглядит поспешным, слабо проработанным в различных архитектурных решениях, а в отдельных случаях и вовсе создающим новые проблемы для горожан.

Нам видится реализация существующего проекта без исправлений архитектурно-планировочных ошибок надругательством над государственным флагом. А оплата невыверенного размещения столь крупного сооружения за счёт государственного бюджета (за счёт средств налогоплательщиков) — экономическим преступлением.

В связи с этим настоятельно просим переработать АПК в течение 2024 года и дать больше времени (не менее 1 месяца) на общественное обсуждение нового проекта.

Читать далее: