PETITION.BY - Удобный Город
19 мая

В Беларусских школах мальчиков и девочек будут учить отдельно и стоя. «Новации» Министерства образования шокируют родителей

В начале этого месяца появилась информация о том, что в 14 минских школах планируется внедрить раздельное обучение мальчиков и девочек. Если это произойдет, «реформы» затронут не менее 28 первых классов. Далеко не все родители рады таким переменам, ожидают их с тревогой и хотят понять, будут ли введены раздельные классы помимо их воли, и если да, то можно ли этого избежать.

В начале этого месяца появилась информация о том, что в 14 минских школах планируется провести эксперимент — внедрить раздельное обучение мальчиков и девочек. Информация пока не подтвердилась на официальном уровне, но, если это произойдет, «реформы» затронут не менее 28 первых классов. Нововведения внедряются пророссийскими активистами, увлеченными педагогическими теориями российского ученого, врача Владимира Базарного. Его концепция обучения подразумевает, в том числе, и обучение стоя.

Беларусам российскую систему обучения представляют как «уникальное ноу-хау» и «здоровьесберегающие технологии». Вот только далеко не все родители рады таким переменам, ожидают их с тревогой и хотят понять, будут ли введены раздельные классы помимо их воли, и если да, то можно ли этого избежать.

По непроверенной информации проект не просто одобрен, на его реализацию уже ищут финансирование, причем сбор средств происходит через Фонд Талая, который уже находится под санкциями Украины, ЕС и Канады.

На нашем портале уже появилась петиция, в которой обеспокоенные родители задают вопросы Министерству образования:

- Действительно ли планируется вводить раздельное обучение для мальчиков и девочек в некоторых школах?

- Если да, то в каких конкретно школах будет проводиться этот эксперимент?

- Если ребенок учится в школе, где вводится раздельное обучение мальчиков и девочек, можно ли будет избежать такой формы обучения? Если да — каким образом?

Мы поговорили с беларусским педагогом, проработавшим в школе более 25 лет, и изучавшим проблематику раздельного обучения о том, насколько такие нововведения могут быть полезны.

Как вы относитесь к концепции раздельного обучения в школе?

– Раздельное обучение действительно вызывает много споров. В России эта концепция становится все популярнее на волне возрождения «традиционных ценностей». Также подобная идея остается популярной в некоторых мусульманских странах. Но в целом в мире от нее отказываются как от устаревшей. Исследования показывают, что разделение детей по половому признаку может негативно сказаться на их социализации и развитии.

Какие именно исследования вы имеете в виду?

– Например, исследование Американской психологической ассоциации (APA)  указывает на то, что раздельное обучение усиливает гендерные стереотипы и предвзятость. Дети учатся взаимодействовать только с представителями своего пола, что ограничивает их опыт общения и понимание противоположного пола.

Есть ли конкретные примеры, которые подтверждают ваши слова?

– Да, конечно. Например, в одной из школ, участвовавших в исследовании, мальчики и девочки обучались в отдельных классах на протяжении нескольких лет. В результате, когда их объединили для участия в совместных проектах, возникли значительные трудности в коммуникации и взаимодействии. Мальчики часто воспринимали девочек как «чужих», что приводило к конфликтам и снижению эффективности работы в группах.

Раздельное обучение также может влиять на академическую успеваемость. Здесь снова можно обратиться к международному опыту. Исследование, проведенное в 2011 году в Университете Вирджинии, показало, что результаты учащихся в раздельных классах не отличаются от результатов учащихся в смешанных классах, если учитывать социально-экономический статус и другие факторы. То есть, раздельное обучение не дает академических преимуществ.

Итак, мы видим, что академической выгоды нет, как нет и каких-то явных социальных приобретений. А как насчет эмоционального и психологического развития?

– Это очень важный момент. Дети в смешанных классах учатся эмпатии и уважению друг к другу. Они видят, как разного рода люди решают проблемы, справляются с трудностями, и это обогащает их социальные навыки. Раздельное обучение может привести к тому, что у детей будут ограниченные возможности для развития этих навыков. Если разрешите, я опять обращусь к научным источникам, чтобы не быть голословным: в статье, опубликованной в журнале «Child Development», отмечается, что дети, обучающиеся в раздельных классах, могут испытывать трудности в общении с противоположным полом в будущем. Например, одна девочка, которая училась в раздельном классе с 1-го по 5-й класс, призналась, что поначалу чувствовала себя неуверенно, общаясь с мальчиками, когда перешла в смешанную школу.

Но есть теория о том, что что мальчики и девочки учатся по-разному, и поэтому нужны разные подходы к ним. По сути на ней и базируется метод Базарного…

– Это распространенный миф. Современные исследования в области нейробиологии и психологии показывают, что различия в обучении между отдельными детьми значительно больше, чем между полами. Каждый ребенок уникален, и подходы к обучению должны быть индивидуализированными, а не основанными на половом признаке. Доктор Лиза Эллиот, нейробиолог, подчеркивает, что нет достаточных научных оснований для раздельного обучения на основе биологических различий между полами.

Важно помнить, что упрощенные стереотипы могут навредить. Например, считать, что мальчики лучше в математике, а девочки — в языках, значит ограничивать потенциал детей. Мы знаем, куда это заведет. Вскоре в школьной программе в обучении девочек могут сделать акцент на «домоводстве», а мальчиков — на «военной подготовке». Вопрос не в новых подходах и инновационных технологиях. Я уверен, что основная задумка — «перекроить» мозги детей под реалии Беларуси после 2020 года.

Получается, что раздельное обучение имеет множество минусов. Стоит ли вообще рассматривать этот метод?

– Если мы хотим создавать современное, инклюзивное и разнообразное общество, нет никакого смысла возвращаться к «средневековым» практикам. Я бы посоветовал школам сосредоточиться на создании среды, где все дети могут учиться и развиваться вместе. Конечно, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и поддерживать их в этом, но навыки взаимодействия с коллективом, умение коммуницировать, в том числе и с противоположным полом, — это как раз те «скиллы», которые должна давать современная школа, а не забирать их.

***

Мы планируем пристально следить за этой темой, и настоятельно советуем интересоваться ей и вам, особенно если у вас есть дети, которые вскоре пойдут в школу. Важно понимать, что сегодня делается выбор не просто между разными системами преподавания. Меняется сама стратегия обучения, и эти перемены могут привести к тому, что у ваших детей изменятся социальные навыки и мировоззрение. Обязательно подпишите петицию, и оставьте свой комментарий: насколько система раздельного обучения мальчиков и девочек соответствует современным реалиям? 

Если у вас уже есть истории из жизни, которые могут дополнить эту тему, но при этом вы не хотите «развиртуаливаться» — пишите в наш ящик для анонимных сообщений. Для этого нажмите синюю кнопку «Создать» на главной странице портала и перейдите в подпункт «Анонимное сообщение».

Читать далее: