Центр Минска хотят оставить без самокатов по выходным. Изучаем историю вопроса
Столичная Госавтоинспекция выступила с предложением запретить движение самокатов по территории Верхнего города в границах улиц Интернациональной, Ленина, Богдановича и Купалы с 20:00 пятницы до 08:00 понедельника (за исключением центральной велодорожки). Об этом сообщили 22 сентября на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, где, как правило, собираются представители ГАИ, Мингорисполкома и дорожных служб.
Еще одно новшество, которое было предложено на заседании, — в местах, где очень много пешеходов, а ширина тротуаров недостаточная, вводить зоны с ограничением скорости для самокатов: в «первой» зоне — не более 20 км/ч, а в «тихой» — не более 15 км/ч.
Сотрудники Госавтоинспекции уверены, что такая мера повысит безопасность дорожного движения в этих местах. Также ГАИ отмечает, что только за восемь месяцев текущего года в Минске произошло 14 происшествий с участием «средств персональной мобильности» (можно предположить, что в первую очередь это арендные самокаты). В результате этих аварий пострадали жители города.
На нашем портале было несколько петиций, посвященных статусу электросамокатов в городе. И авторы одной из них как раз предлагали либо запретить езду на электросамокатах по тротуарам и пешеходным дорожкам, либо ограничить скорость их передвижения 15 км/ч. В ответе, который пришел из УГАИ Мингорисполкома, говорилось: «С целью надлежащего урегулирования порядка участия в дорожном движении лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, МВД подготовлен проект указа президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в ПДД».
Сегодня мы расскажем, почему планам, которые были озвучены 22 сентября, не суждено сбыться как минимум месяц, и попробуем рассказать, как вообще трансформировалось отношение ГАИ и городских властей к электросамокатам за последние несколько лет.
75 км/ч на самокате — это нормально?
Напомним, что средства персональной мобильности (электросамокаты, сегвеи и прочие электронные средства передвижения) появились в нашем обиходе совсем недавно. По-настоящему они стали популярны всего пять-шесть лет назад, в летние сезоны 2016—2017 годов. В то время наиболее популярными были не электросамокаты, а именно сегвеи и гироскутеры. Все дети мечтали о такой игрушке, а вот взрослые не знали, что делать с ней на дороге. Стоит ли вообще регулировать статус подобного транспортного средства, было непонятно.
Потом, в 2019 году, в Беларусь пришел первый кикшеринг Eleven, и с этого момента мы узнали как всю прелесть электросамокатов, так и весь спектр проблем, связанных с их массовым появлением на улицах города. Поначалу, пока не было нормального контроля, на самокатах катались там, где ровно — по проезжей части, а не по тротуарам. Все больше электросамокатов стало появляться в частном владении, индустрия развивалась, и очень быстро некоторые модели превратились в настоящие гоночные болиды. Знаковым стало событие, произошедшее в Минске в июле 2019 года, когда камера фиксации скорости на улице Орловской задокументировала скорость 75 км/ч у гонщика на самокате с сиденьем, летевшего по проезжей части в девять часов вечера.
Именно тогда впервые стали говорить об аппаратном ограничении скорости на самокатах. Но справедливости ради стоит отметить, что к этому моменту кикшеринги самостоятельно ввели ограничения для своих самокатов, не дожидаясь указания сверху.
На тот момент в действующих ПДД были пробелы, не позволявшие четко определить статус электросамокатов. Если следовать логике правил дорожного движения, самокаты, у которых есть двигатель, вполне могли считаться механическим транспортным средством, а значит, в соответствии с правилами, они, по идее, могли передвигаться по проезжей части наравне с автомобилями. Но очевидно, что это было небезопасно.
Понимая, что развитие нового вида транспорта неизбежно, в МВД пошли на полумеры, убрав электросамокаты с проезжей части и выделив для них (а также для велосипедов) отдельную полосу на тротуаре. В результате все равно получилось не совсем идеально. Конфликты владельцев самокатов с пешеходами и велосипедистами случались регулярно, периодически становилось известно о происшествиях, в которых пострадали люди (что неудивительно, когда по тротуарам города со скоростью 25 км/ч и даже быстрее летают малоустойчивые транспортные средства, общий вес которых с водителем превышает 70—100 кг).
Новые правила и новый статус
В мае 2019 года ГАИ впервые презентовала в нижней палате парламента изменения в законодательство, касающиеся в первую очередь новых транспортных средств. С тех пор поправки в ПДД «мариновались». Вначале они долго проходили экспертизу и обсуждение, а затем случилась революция 2020 года, и на какое-то время стало не до электросамокатов. Однако к вопросу вернулись в этом году, и 27 апреля был опубликован текст указа №145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Некоторые важные изменения, предусмотренные в нем, касались электросамокатов. В частности:
• Водителей самокатов приравняли к пешеходам. Из этого следовало, что они могут ехать по велодорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, не создавая препятствия для пешеходов.
• Тем не менее у самокатов должны быть исправные тормоза и руль. Также в темноте водитель самоката должен носить фликер и ездить с включенным фонарем. Еще один важный и принципиальный момент, который обсуждался во время долгих и ожесточенных споров сторонников и противников самокатов, — ношение шлема (рекомендация, а не обязанность).
• Скорость самокатов ограничили 25 км/ч на законодательном уровне. Помимо этого, запрещено использовать электросамокат в нетрезвом виде. Появились и возрастные ограничения: за территорией дворов на них могут кататься только по достижении 14 лет.
• Также было запрещено возить пассажиров вне специально оборудованных мест. Попросту говоря, теперь вдвоем кататься на самокате незаконно.
Закон был принят и вступает в силу 27 октября этого года. Именно поэтому можно сказать, что любые инициативы, которые сейчас обсуждаются на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе касающиеся запрета на передвижение самокатов в пределах отдельных улиц, смогут начать действовать только в конце октября — хотя бы потому, что на сегодняшний день юридически не существует дорожного знака, ограничивающего передвижение самоката. А вот со вступлением поправок в силу он появится и будет выглядеть так.
Также стоит отметить, что нововведения принято реализовывать в середине осени, когда сезон электросамокатов подходит к концу, и делается это, судя по всему, не просто так. ГАИ и городские власти оставляют себе достаточно долгий промежуток «спокойного» времени, за который они смогут обкатать и скорректировать новые правила, увидеть, как они будут работать на практике.
Читать далее:
-
Есть ли смысл в Островецкой АЭС? Белорусы направили петицию в Министерство энергетики, и получили ответ
-
Белорусы спрашивают у руководства страны: «грозит ли нам мобилизация?»
-
Красный и белый. Как сочетание двух цветов стало для страны проблемой.
-
Мусор на капот, жалоба в ГАИ или петиция в горисполком — как борются с обнаглевшими «паркунами»
-
В Бресте ЖКХ пригласило горожан убирать дворы. Люди не пришли. Почему? Объясняем на пальцах.
-
Мозырь получил премию за благоустройство. У нас только один вопрос: как это могло произойти?