PETITION.BY - Удобный Город
25 сентября 2022

Центр Минска хотят оставить без самокатов по выходным. Изучаем историю вопроса

Столичная Госавтоинспекция выступила с предложением запретить движение самокатов по территории Верхнего города в границах улиц Интернациональной, Ленина, Богдановича и Купалы с 20:00 пятницы до 08:00 понедельника (за исключением центральной велодорожки). Об этом сообщили 22 сентября на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Сегодня мы расскажем, почему этим планам не суждено сбыться как минимум месяц, и попробуем рассказать, как вообще трансформировалось отношение ГАИ и городских властей к электросамокатам за последние несколько лет.

Столичная Госавтоинспекция выступила с предложением запретить движение самокатов по территории Верхнего города в границах улиц Интернациональной, Ленина, Богдановича и Купалы с 20:00 пятницы до 08:00 понедельника (за исключением центральной велодорожки). Об этом сообщили 22 сентября на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, где, как правило, собираются представители ГАИ, Мингорисполкома и дорожных служб.

Еще одно новшество, которое было предложено на заседании, — в местах, где очень много пешеходов, а ширина тротуаров недостаточная, вводить зоны с ограничением скорости для самокатов: в «первой» зоне — не более 20 км/ч, а в «тихой» — не более 15 км/ч.

Сотрудники Госавтоинспекции уверены, что такая мера повысит безопасность дорожного движения в этих местах. Также ГАИ отмечает, что только за восемь месяцев текущего года в Минске произошло 14 происшествий с участием «средств персональной мобильности» (можно предположить, что в первую очередь это арендные самокаты). В результате этих аварий пострадали жители города.

На нашем портале было несколько петиций, посвященных статусу электросамокатов в городе. И авторы одной из них как раз предлагали либо запретить езду на электросамокатах по тротуарам и пешеходным дорожкам, либо ограничить скорость их передвижения 15 км/ч. В ответе, который пришел из УГАИ Мингорисполкома, говорилось: «С целью надлежащего урегулирования порядка участия в дорожном движении лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, МВД подготовлен проект указа президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в ПДД».

Сегодня мы расскажем, почему планам, которые были озвучены 22 сентября, не суждено сбыться как минимум месяц, и попробуем рассказать, как вообще трансформировалось отношение ГАИ и городских властей к электросамокатам за последние несколько лет.

75 км/ч на самокате — это нормально?

Напомним, что средства персональной мобильности (электросамокаты, сегвеи и прочие электронные средства передвижения) появились в нашем обиходе совсем недавно. По-настоящему они стали популярны всего пять-шесть лет назад, в летние сезоны 2016—2017 годов. В то время наиболее популярными были не электросамокаты, а именно сегвеи и гироскутеры. Все дети мечтали о такой игрушке, а вот взрослые не знали, что делать с ней на дороге. Стоит ли вообще регулировать статус подобного транспортного средства, было непонятно.

Потом, в 2019 году, в Беларусь пришел первый кикшеринг Eleven, и с этого момента мы узнали как всю прелесть электросамокатов, так и весь спектр проблем, связанных с их массовым появлением на улицах города. Поначалу, пока не было нормального контроля, на самокатах катались там, где ровно — по проезжей части, а не по тротуарам. Все больше электросамокатов стало появляться в частном владении, индустрия развивалась, и очень быстро некоторые модели превратились в настоящие гоночные болиды. Знаковым стало событие, произошедшее в Минске в июле 2019 года, когда камера фиксации скорости на улице Орловской задокументировала скорость 75 км/ч у гонщика на самокате с сиденьем, летевшего по проезжей части в девять часов вечера.

Именно тогда впервые стали говорить об аппаратном ограничении скорости на самокатах. Но справедливости ради стоит отметить, что к этому моменту кикшеринги самостоятельно ввели ограничения для своих самокатов, не дожидаясь указания сверху.

На тот момент в действующих ПДД были пробелы, не позволявшие четко определить статус электросамокатов. Если следовать логике правил дорожного движения, самокаты, у которых есть двигатель, вполне могли считаться механическим транспортным средством, а значит, в соответствии с правилами, они, по идее, могли передвигаться по проезжей части наравне с автомобилями. Но очевидно, что это было небезопасно.

Понимая, что развитие нового вида транспорта неизбежно, в МВД пошли на полумеры, убрав электросамокаты с проезжей части и выделив для них (а также для велосипедов) отдельную полосу на тротуаре. В результате все равно получилось не совсем идеально. Конфликты владельцев самокатов с пешеходами и велосипедистами случались регулярно, периодически становилось известно о происшествиях, в которых пострадали люди (что неудивительно, когда по тротуарам города со скоростью 25 км/ч и даже быстрее летают малоустойчивые транспортные средства, общий вес которых с водителем превышает 70—100 кг).

Новые правила и новый статус

В мае 2019 года ГАИ впервые презентовала в нижней палате парламента изменения в законодательство, касающиеся в первую очередь новых транспортных средств. С тех пор поправки в ПДД «мариновались». Вначале они долго проходили экспертизу и обсуждение, а затем случилась революция 2020 года, и на какое-то время стало не до электросамокатов. Однако к вопросу вернулись в этом году, и 27 апреля был опубликован текст указа №145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Некоторые важные изменения, предусмотренные в нем, касались электросамокатов. В частности:

• Водителей самокатов приравняли к пешеходам. Из этого следовало, что они могут ехать по велодорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, не создавая препятствия для пешеходов.

• Тем не менее у самокатов должны быть исправные тормоза и руль. Также в темноте водитель самоката должен носить фликер и ездить с включенным фонарем. Еще один важный и принципиальный момент, который обсуждался во время долгих и ожесточенных споров сторонников и противников самокатов, — ношение шлема (рекомендация, а не обязанность).

• Скорость самокатов ограничили 25 км/ч на законодательном уровне. Помимо этого, запрещено использовать электросамокат в нетрезвом виде. Появились и возрастные ограничения: за территорией дворов на них могут кататься только по достижении 14 лет.

• Также было запрещено возить пассажиров вне специально оборудованных мест. Попросту говоря, теперь вдвоем кататься на самокате незаконно.

Закон был принят и вступает в силу 27 октября этого года. Именно поэтому можно сказать, что любые инициативы, которые сейчас обсуждаются на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе касающиеся запрета на передвижение самокатов в пределах отдельных улиц, смогут начать действовать только в конце октября — хотя бы потому, что на сегодняшний день юридически не существует дорожного знака, ограничивающего передвижение самоката. А вот со вступлением поправок в силу он появится и будет выглядеть так.

Также стоит отметить, что нововведения принято реализовывать в середине осени, когда сезон электросамокатов подходит к концу, и делается это, судя по всему, не просто так. ГАИ и городские власти оставляют себе достаточно долгий промежуток «спокойного» времени, за который они смогут обкатать и скорректировать новые правила, увидеть, как они будут работать на практике.

Читать далее: