PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1607
20 июня 2018

Предоставить Налогоплательщику (организации, индивидуальному предпринимателю) право выбора ответственного лица для ведения налогового учета

Предоставить право Налогоплательщику (организации, индивидуальному предпринимателю) право выбора ответственного лица для ведения налогового учета и составления налоговых деклараций! Требуем внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь №338
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В настоящее время законодательно не прописан субъект, в чьи обязанности входит ведение налогового учета и составление налоговых деклараций , обязательные для Плательщика по Налоговому Кодексу Республики Беларусь (юридического лица, индивидуального предпринимателя).

После вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года «О налоговом консультировании» (далее Указ) появилось неоднозначное понимание возможностей ведения налогового учета и составления налоговых деклараций для индивидуальных предпринимателей и организаций, возникли разночтения Указа.

Министерство по налогам и сборам РБ (МНС) в настоящее время представляет к сведению, что ОБЯЗАННОСТИ по ВЕДЕНИЮ НАЛОГОВОГО УЧЕТА и СОСТАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ , обязательные для Плательщика по Налоговому Кодексу (юридического лица, индивидуального предпринимателя), МОЖЕТ исполнять ТОЛЬКО НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ, получивший квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном настоящим Указом, являющийся членом Палаты налоговых консультантов (после ее образования).

В связи с вышеизложенным возникает глобальная и нерешенная проблема для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нашей страны: имеет ли право главный бухгалтер, другое должностное лицо либо руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель) самостоятельно исполнять обязанности по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций, если это не указано в законодательстве (ведь Указ касается только тех, кто оказывает УСЛУГИ по договору);

как разделить бухгалтерский и налоговый учеты, если они взаимосвязаны ;

как можно в таком случае применять статью 27 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Общая часть) «Уполномоченный представитель»: 1. Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

В настоящее время существует проблема и для индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Хотя и указано в пункте 1.5 Указа №338 , что действие настоящего Указа не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора, тем не менее МНС утверждает, что без наличия статуса налогового консультанта можно вести исключительно БУХГАЛТЕРСКИЙ учет и отчетность, но невозможно вести НАЛОГОВЫЙ учет.

Согласно статьи 62 Налогового кодекса РБ: "Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством."

Т. е. НАЛОГОВЫЙ учет= БУХГАЛТЕРСКИЙ учет + расчетные корректировки.

Исчисление подоходного налога при начислении зарплаты работникам организации - это НАЛОГОВЫЙ учет (расчетных корректировок нет...) или БУХГАЛТЕРСКИЙ? 

Исчисление налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) для предоставления налоговой декларации - это какой учет?  При ведении учета в КУДиР нет бухгалтерского учета и нет расчетных корректировок - получается, при УСН нет и налогового учета??? 

КАКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ имеется в виду в пункте 1.5 Указа?

ЧТО именно могут БЕЗ ОГЛЯДКИ на Указ составлять оказывающие на основании договора услуги "по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности"???

В статье 1 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" от 12 июля 2013 г. № 57-З «..бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ , о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности;

Отчетность – система стоимостных показателей об активах, ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период;...»

Организации и индивидуальные предприниматели, предоставляя отчеты в ФСЗН, ИМНС, БГС о своих ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ перед соответствующими организациями, предоставляют КАКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ??? 

ЧЕМ отчетность в ИМНС отличается от отчетности в ФСЗН или БГС? 

ПОЧЕМУ без статуса "налоговый консультант" НЕВОЗМОЖНО (по мнению МНС!) для сдачи налоговой декларации обойтись без услуг налогового консультанта?!

Однозначно - МНС своими комментариями, своей трактовкой Указа вводит всех в заблуждение!

Есть работа по трудовому договору на должности (своего, штатного) бухгалтера, есть оказание услуг по ведению бухгалтерского учета (сторонней организацией или предпринимателем). Ведущие бухгалтерский учет и отчетность специалисты, перечисленные выше, должны соответствовать предъявляемым к ним квалификационным требованиям, среди которых НЕТ условия непременно наличия статуса "налоговый консультант". Таких (обычных) специалистов в Беларуси - десятки тысяч.

Лучшие (!) из них могут получить особый статус «налогового консультанта», сдав дополнительные квалификационные экзамены.

Аудиторы есть давно, налоговые консультанты только появляются. 

Специалист, имеющий статус НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА, может оказывать услуги и по налоговому КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, и по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетностей. 

Но это не значит, что БЕЗ этого статуса НЕВОЗМОЖНО считать налоги и сдавать налоговые декларации... И не должно обозначать, что без услуг Налогового Консультанта нельзя посчитать налоги и сдать налоговые декларации...

Также, при условии выполнения функций по ведению налогового учета и составления налоговых деклараций, по оказанию налоговых консультаций юридическим лицам и физическим лицам, с 01.01.2019 года исключительно налоговым консультантом, возникает проблема в подготовке налоговых консультантов: по состоянию на 14.06.2018 года в 2018 году получено 56 квалификационных аттестатов налогового консультанта физическими лицами.

Если даже до 01.01.2019 года получат вышеуказанный аттестат 300 человек ,КАК они могут "обслужить" налоговыми консультациями 7,4 миллиона физических лиц (данные населения старше 20 лет согласно демографической статистики на 20.06.2018г.) , которые также являются налогоплательщиками, а также больше 100 тысяч организаций и больше 200 тысяч индивидуальных предпринимателей?

Проблема еще заключается в том, что в настоящее время для профессиональной подготовки налоговых консультантов представлены только курсы в г. Минске двух -трех представительств , которые не обеспечивают профессиональную подготовку налоговых консультантов в полной мере и в нужном количестве;

отсутствует возможность для получения указанной подготовки в областных и районных центрах, в выходные дни.

Возникает еще проблема для получения квалификационного аттестата налогового консультанта физическими лицами в требованиях по наличию высшего экономического и (или) юридического образования и стажа работы по специальности после получения высшего образования не менее трех лет, многие , желающие получить статус налогового консультанта, имеют стаж более трех лет бухгалтером или юристом и обладают достаточным опытом в налоговом консультировании , но у них только средне-специальное образование, или же есть высшее образование, но нужный стаж работы отработан до или во время получения высшего образования.

Нет видимых причин, что на качество налогового консультирования повлияет наличие высшего образования вместо средне-специального, при том, что в настоящее время вообще отсутствует подготовка к профессии «налоговый консультант» в средне-специальных и высших учреждениях; большее значение должен иметь стаж работы и знание действующего законодательства. При этом есть необходимость учитывать стаж не только по трудовым договорам, но и стаж физического лица, как индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность по этой специальности.

Согласно пункта 2 главы 1 Положения « О налоговом консультировании» налоговое консультирование включает в себя «оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности», на этом основании можно сделать вывод, что организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, необходимо иметь в штате сотрудника с аттестатом «налогового консультанта». При этом, согласно п. 1.5 Указа, действие Указа не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора. Получается, Указ сам себе противоречит.

На основании вышеизложенного требуем внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года «О налоговом консультировании», в частности:

1. Предоставить право Налогоплательщику (организации, индивидуальному предпринимателю) право выбора ответственного лица для ведения налогового учета и составления налоговых деклараций, им может быть должностное лицо налогоплательщика либо индивидуальный предприниматель (организация) , осуществляющие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности либо налоговый консультант. Следует законодательно это утвердить дополнением в Указ Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года или отдельным законодательным документом.

2. Указать и утвердить в законодательном документе , возможно в Указе Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года или Налоговом Кодексе Республики Беларусь, кто из должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя) имеет право вести налоговый учет и составлять налоговые декларации.

3. Изменить срок действия в пункте 1.6 Указа Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года на срок до 31 декабря 2025 года.

4. Внести дополнения в пункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года о том, что перечисленные в этом пункте лица имеют возможность ведения налогового учета и составление налоговых деклараций (в том числе, заполнения книг учета доходов и расходов , создание электронных счет-фактур) в рамках своей деятельности без статуса налогового консультанта; что перечисленные в этом пункте лица имеют право быть уполномоченным представителем плательщика согласно статьи 27 Налогового Кодекса Республики Беларусь.

5. Исключить абзац 2 пункта 2 главы 1 Положения «О налоговом консультировании» , утвержденном Указом Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017г., для исключения противоречия в настоящем Указе .

6. Внести изменения в абзац 4 пункта 3 главы 1 Положения «О налоговом консультировании» , утвержденном Указом Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017г., и изложить в следующей редакции:

"Налоговый консультант коммерческой организации или индивидуальный предприниматель, имеющий статус налогового консультанта и ОТВЕЧАЮЩИЙ требованиям, предъявляемым законодательством о бухгалтерском учете и отчетности к главным бухгалтерам организаций, которым оказываются такие услуги, МОЖЕТ, кроме услуг по консультированию, также оказывать услуги по ВЕДЕНИЮ бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб".

7. Внести изменения в абзац 1 пункта 6 главы 2 Положения «О налоговом консультировании» , утвержденном Указом Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017г., и изложить в следующей редакции:

«высшее (или) средне-специальное экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет».

8. Обеспечить профессиональную подготовку налоговых консультантов в областных и районных центрах , с возможностью обучения в выходные дни; обеспечить возможность обучения профессии «налоговый консультант» в средне-специальных и высших учреждениях.

Читать далее: