PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1758
24 августа 2018

Нет ответа на то, как будут решаться проблемы с реализацией Указа №338 от 19.09.2017 года, которые были обозначены в предыдущем обращении

Нет ответа на то, как будут решаться проблемы с реализацией Указа №338 от 19.09.2017 года.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В ответ на обращение № Сн-01182 от 25.07.2018 получен ответ Министерства по налогам и сборам № 7-2-14/Сн-01182, 04865 от 20.08.2018 (копия прилагается).

Указанный ответ я считаю не соответствующим требованиям законодательства в части полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращений и направления мотивированных и обоснованных ответов гражданам по следующим причинам:

Вопросы, оставленные без рассмотрения:

1. Удержание подоходного налога является обязанностью налоговых агентов в соответствии с Налоговым кодексом. Однако расчет заработной платы осуществляет бухгалтер.

К какому виду учета относится расчет подоходного налога при расчете заработной платы – это бухгалтерский или налоговый учет?

1.1. Дополнительный вопрос: если этот расчёт ( а также подобные расчёты по начислению других доходов с обязательством удержать подоходный налог) относится к налоговому учёту, то наличие какого квалификационного аттестата налогового консультанта требуется: юридических лиц или физических лиц?

2. В соответствии с разъяснениями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее-МНС), под термином «отчетность» понимается исключительно бухгалтерская отчетность, перечисленная в главе 3 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" от 12 июля 2013 г. № 57-З. Составление и предоставление отчетности в ФСЗН, Белгосстрах, Министерство статистики, таким образом, является деятельностью по налоговому консультированию.

Какое отношение имеют данные отчетности к вопросам, регулируемым МНС?

3. В чем заключается право выбора субъектов хозяйствования, которые не имеют необходимости либо не могут позволить себе штатного главного бухгалтера, при передаче обязанностей по ведению налогового учета индивидуальным предпринимателям или организациям, оказывающим услуги по ведению бухгалтерских услуг по договору, если налоговый учет на основании гражданско-правового договора имеет право вести только налоговый консультант либо организация, имеющая налогового консультанта в штате?

4. Будут ли предприняты меры по внесению изменений и (или) дополнений в Указ Президента Республики Беларусь №338 от 19.09.2017 года?

Также просим пояснить следующие выводы МНС.

1. По мнению МНС, индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговлю по образцам, в отношении осуществляемой им деятельности самостоятельно сможет вести налоговый учет и рассчитывать сумму налогов более качественно, чем бухгалтер-индивидуальный предприниматель, не имеющий статуса "налогового консультанта".

Это вытекает из многократного повторения МНС лозунга «права налогоплательщика» на выбор: воспользоваться услугами налоговых консультантов либо осуществлять такой учет самостоятельно. Отметим, что ни один из действующих налоговых консультантов при устном обращении к ним не согласился вести налоговый учет деятельности индивидуального предпринимателя, который находится на общей системе налогообложения.

1.1. Просим дать оценку позиции МНС относительно последствий «добровольного» выбора индивидуального предпринимателя без экономического образования, который с 1 января 2019 года будет вынужден вести налоговый учет самостоятельно.

2. Из ответа МНС :

« Вместе с тем статьями 24 и 25 НК допускается представительство в налоговых правоотношениях. Т.е., плательщик самостоятельно решает каким образом будет вестись налоговый учет и на кого возложить данную обязанность.»

Однако статьи 24 и 25 НК не допускают самостоятельности плательщика в решении, каким образом будет вестись налоговый учет и на кого возложить данную обязанность.

В частности:

- в пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса указано: « Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.»

- в пункте 1 статьи 25 НК указано: «Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.»

-в пункте 2 статьи 25 НК указано:«2. Законными представителями плательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством .»

Таким образом, законными представителями Плательщика могут быть лица, уполномоченные актами законодательства или учредительными документами.

Просим дать разъяснения :

2.1. На основании каких именно актов законодательства лица могут признаться законными представителями плательщика-организации и плательщика – физического лица? Просим дать закрытый перечень актов законодательства, регулирующих данный вопрос.

2.2. Если учредительными документами организации назначены лица, уполномоченные представлять указанную организацию в налоговых правоотношениях (ведение налогового учета, составление налоговых расчетов (деклараций) ,а возможность исполнения назначенными лицами вышеуказанных обязанностей противоречат актам законодательства (действующим или вновь созданным), то приоритет имеют учредительные документы или акты законодательства?

3. В подпункте 1.5 пункта 1 Указа №338 указано, что

«действие настоящего Указа не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора;»

Просим разъяснить:

3.1. От лиц,

перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа,

в частности, осуществляющих адвокатскую деятельность, при оказании ими в рамках своей деятельности услуг, соответствующих услугам налогового консультирования, например, представительство интересов плательщика в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах (например, в судах), нормами Указа №338 требуется получить аттестат налогового консультанта либо они вправе оказывать любые услуги, включенные в определение налогового консультирования, без получения квалификационного аттестата налогового консультанта?

Примечание 1:

От аудиторских организаций и (или) аудиторов при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг,

перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа ,

при оказании ими в рамках своей деятельности услуг , соответствующих услугам налогового консультирования, например, консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у плательщика, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений; оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, нормами Указа №338 требуется получить аттестат налогового консультанта ? Аудиторские организации и (или) аудиторы при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг вправе оказывать услуги, включенные в определение налогового консультирования, без получения квалификационного аттестата налогового консультанта.

Примечание 2:

От организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, при оказании ими услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетностей,

перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа ,

при оказании ими в рамках своей деятельности услуг , соответствующих услугам налогового консультирования, например, оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, нормами Указа №338 требуется получить аттестат налогового консультанта ? Организации и (или) индивидуальные предприниматели, при оказании ими услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетностей не вправе оказывать услуги, включенные в определение налогового консультирования, без получения квалификационного аттестата налогового консультанта согласно разъяснениям МНС.

4. Из ответа МНС :

«При этом оказание услуг по ведению налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов) и направлению их в налоговые органы не попадает под действие подпункта 1.5 пункта 1 Указа. В связи с чем при продолжении оказания данных услуг после 1 января 2019 г. необходимо руководствоваться положениями Указа и обеспечить выполнение всех его требований.» «Налоговое законодательство не содержит понятия «отчетность».

Между тем, в Налоговом кодексе содержится определение бухгалтерских услуг:

бухгалтерские услуги – услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности».

Согласно пункта 2 главы 1 Положения "О налоговом консультировании" налоговое консультирование включает… оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб.

Просим разъяснить:

4.1. Если налоговое законодательство не содержит понятия «отчетность», о какой налоговой отчетности указано в Налоговом кодексе? Просим дать закрытый перечень такой отчетности.

4.2. Так как в подпункте 1.5 пункта 1 Указа прописывается об отчетности без ссылки к определенным нормативным правовым актам, на каком основании МНС трактует этот термин исключительно как бухгалтерскую отчетность? Ведь в Налоговом Кодексе к бухгалтерским услугам относится не только ведение бухгалтерского учета, но и составление и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности.

4.3 Про составление какой отчетности, как включающееся в налоговое консультирование, указывается в Положении к Указу (абзац 2 пункта 2 главы 1 Положения "О налоговом консультировании")?

5. Из ответа МНС :

«Таким образом, положения Указа никоем образом не затрагивают вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а направлены на повышение качества оказываемых услуг по налоговому консультированию.»

Положения Указа действительно не затрагивают вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, поскольку это вне компетенции МНС. Данное направление государственной политики курирует Министерство финансов РБ. Поэтому в обращении не содержится замечаний относительно вопросов ведения бухгалтерского учета.

5.1. Отвечая на какой именно вопрос МНС сделало вышеуказанный вывод, сделав его завершающим в ответе?

Однако ведение бухгалтерского учета и составление отчетности включены в состав деятельности, являющейся налоговым консультированием. Требования к главному бухгалтеру и к налоговому консультанту значительно отличаются, что свидетельствует о том, что Указ напрямую изменяет возможность осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя для специалистов, ранее оказывавших услуги в данной области.

Исходя из позиции МНС (в частности, в вопросе запрета вести налоговый учет бухгалтерам, работающим на основании гражданско-правовых договоров, без получения статуса налогового консультанта) в настоящий момент наблюдается попытка заменить на рынке профессиональных услуг одну профессию (бухгалтер) другой (налоговый консультант) с такими же функциями, поскольку бухгалтерский учет без налогового учета на нашем рынке является невостребованным.

5.2. Просим привести в качестве примеров, в какой именно ситуации может потребоваться услуга по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора, для заказчика-индивидуального предпринимателя (на любой системе налогообложения) и для организации, ведущей учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

5.3. На основании примеров, приведенных при ответе на вопрос 5.2, просим дать обоснованную оценку распределения рынка бухгалтерских услуг между индивидуальными предпринимателями – бухгалтерами, не являющимися налоговыми консультантами, и являющихся таковыми. Напомним, что согласно озвученной МНС выборке, в 2018 году деятельность в области бухгалтерского учета осуществляют порядка более 6000 индивидуальных предпринимателей и более 900 организаций.

5.4. Каким образом налоговые консультанты в 2019 году (на сегодня их чуть более100) смогут обслужить заказчиков услуг по налоговому учету и составлению налоговых деклараций, которых в 2018 году обслуживают более чем 7000 бухгалтеров-индивидуальных предпринимателей и аутсорсинговых организаций (по данным МНС)?

Прошу обеспечить надлежащее рассмотрение обращения.

С целью однозначного понимания на какой вопрос и какой именно дан ответ,

Прошу произвести нумерацию ответов в соответствии с номерами вопросов, обозначенными в настоящем обращении:

- по вопросам, оставленным без рассмотрения в предыдущем обращении – от 1 до 4;

- по прочим вопросам – от 1.1 до 5.4.

Читать далее: