PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1764
28 августа 2018

За повторное общественное обсуждение проекта строительства на улице Данилы Сердича, 12

Общественное обсуждение объекта строительства на улице Д. Сердича, 12 в Минске прошло с нарушениями законодательства. Замечания и предложения участников обсуждения не были переданы проектировщику. Единодушно негативное мнение граждан было проигнорировано.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Главе администрации Фрунзенского района г. Минска

Цурану А. Н.

г. Минск, ул. Кальварийская, 39

Уважаемый Артем Николаевич!

С 25.07.2016 по 18.08.2016 проходило общественное обсуждение объекта строительства: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска». Организатором общественного обсуждения выступила Администрация Фрунзенского района г. Минска. При проведении этого общественного обсуждения были допущены многочисленные нарушения норм законодательства.

1. Решением Мингорисполкома №1616 от 19.06.2015 г. было разрешено строительство объекта «Реконструкция здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116». 25.02.2016 г. на основании указанного выше решения Мингорисполком принял решение №549, которое утвердило новое название объекта: «Строительство административного здания по ул. Д.Сердича,12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска». Проект предполагает снос здания учреждения образования и уничтожение сотен деревьев и кустов ради постройки административного здания для милиции, ГАИ и прокуратуры.

Таким образом, решение о сносе здания учреждения образования было принято до проведения общественного обсуждения, хотя пункт 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З гласит: «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений».

2. Результаты общественного обсуждения «обобщены» в протоколе заседания Архитектурно-градостроительного совета при Главном архитекторе г. Минска (далее – Совет) №09 – 16/2. В протоколе №09 – 16/2 зафиксировано, что в процессе обсуждения его организатору поступил ряд замечаний и предложений. На основании этого Совет решил: «Заказчику (проектировщику) дальнейшее проектирование вести строго в соответствии с действующими нормативно-правовыми и техническими требованиями Республики Беларусь, а также с учетом аргументированных замечаний, поступивших от участников общественного обсуждения».

Необходимо отметить, что пункт 22 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) гласит: «По итогам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения архитектурно-градостроительным советом составляется протокол общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения в трех экземплярах. Один экземпляр данного протокола остается в архитектурно-градостроительном совете, второй – у организатора общественного обсуждения, третий – направляется разработчику проекта».

Проектировщиком проекта объекта «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска» является ПКУП «Минскпроект». В письме от 18.01.2018 №01/1-27/448 эта организация сообщает, что «в УП «Минскпроект» не были переданы замечания и предложения участников общественного обсуждения, в том числе протокол заседания Совета № 09 –16/2». Таким образом, проект был разработан без учета мнения участников обсуждения.

Разъяснение, полученное от Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 01-1-15 подтверждает обязательность направления замечаний и предложений участников обсуждения разработчику проектной документации.

Невыполнение Советом требования законодательства, а также собственного решения (!) грубо нарушает право физических и юридических лиц до утверждения градостроительной документации вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, зафиксированное в пункте 7 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

3. Протокол №09 – 16/2 содержит ложную информацию. В частности, в протоколе утверждается, что “в соответствии с экологическим мониторингом экологическая обстановка в данном районе благоприятная”. Однако «Схема зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска», разработанная УП «Минскградо», указывает, что экологическая обстановка в рассматриваемом квартале относительно неблагоприятна.

Кроме того, в текстовых материалах презентации содержалась недостоверная информация. Там было указано: «На территории существующего здания начальных классов, пустующего в данный момент, по заданию на проектирование предполагается размещение…». Однако на момент общественного обсуждения и долгое время после него в указанном здании были размещены, в частности, Отдел принудительного исполнения Фрунзенского района г. Минска и Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика».

Помимо этого, в упомянутом выше протоколе №09 – 16/2 указано, что здание детского сада было построено в 1963 году, хотя на самом деле оно было построено в 1968 году.

Наконец, в протоколе сообщается, что при здании не планируется сооружение стоянки, тогда как в предпроектной документации прямо указано, что стоянка для служебного автотранспорта включена в проект.

Эта недостоверная информация искажала восприятие проекта участниками общественного обсуждения.

Таким образом, действия организатора общественного обсуждения и Совета противоречат п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З: «Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами».

4. По информации управления архитектуры и строительства Фрунзенского района, приведенных в статье на портале «Минск-новости» (http://minsknews.by/blog/2016/09/27/arhitekturno-gradostroitelnyiy-sovet-chto-hotyat-postroit-v-minske/), в ходе общественного обсуждения было подано 182 обращения, в том числе коллективные, причем участники обсуждения проект не поддержали, а многие выступили с альтернативными предложениями: в первую очередь – разместить на указанном месте детский сад.

Однако Совет рассмотрел лишь 52 обращения, ссылаясь на то, что «Остальные обращения не могут быть учтены в связи с отсутствием их регистрации и оформления в установленном порядке». При этом «Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» не устанавливает правил оформления обращений в рамках общественных обсуждений.

Отказ совета рассматривать часть обращений является нарушением статей 2 и 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. №300-3, которые наделяют физических лиц правом участвовать в обсуждении и принятии решений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кроме того, Совет не упомянул в протоколе многие из поступивших замечаний и предложений, не противоречащих нормативным правовым актам, из зарегистрированных обращений, исказил суть многих замечаний и предложений, в ответах на замечания и предложения сообщил информацию, не соответствующую действительности. Тем самым Совет нарушил ряд положений законодательства, в связи с чем в Мингорисполком были направлены жалобы.

5. Многочисленные индивидуальные и коллективные обращения жителей квартала в различные государственные структуры с требованием учесть их позицию при принятии решения о судьбе здания и участка на ул. Д. Сердича, 12 не дали результатов, и в мае 2018 года строительство началось. Было снесено здание учреждения образования и уничтожена растительность на озелененной территории.

Строительство объекта ведется не в соответствии с представленной на общественное обсуждение предпроектной документацией. В частности, 5 июня была произведена вырубка деревьев вдоль дома №47 по проспекту Пушкина. Работники, производившие вырубку, пояснили жителям, что она проводится с целью прокладки «пожарного проезда» вдоль строящегося здания. Остановить незаконное уничтожение деревьев удалось с помощью вызванного наряда милиции. «Пожарный проезд» в предпроектной документации не упомянут, что грубо нарушает право граждан на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях.

Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц», организации обязаны «принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей».

На основании вышеизложенного, с целью восстановления нарушенного права граждан участвовать в принятии решений в области градостроительной деятельности требуем организовать повторное общественное обсуждение объекта: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска».

Читать далее: