PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2840
23 августа 2019

За строительство новой поликлиники в Боровлянах

Интенсивными темпами продолжается застройка территории Боровлянского сельского совета, а вопрос с обеспечением населения доступной медицинской помощью в условиях поликлиники (на базе МЦРБ) не решён.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов:

строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения;

обеспечения преимущественных условий сельским населенным пунктам по сравнению с городами (в расчете на душу населения) в строительстве жилых домов, домов-интернатов, объектов социально-культурного назначения, в том числе учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, организаций здравоохранения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания населения, средств связи.

В соответствии с ч. 3 пп.1.8. п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ) минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся объекты учреждений дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях) (пп. 1.1. п. 1 Указа).

По состоянию на 01.01.2008 численность населения Боровлянского с/с составляла 21 874 чел., на 01.01.2013 – 35 322 чел., на 01.01.2019 уже составляет 57 467 чел. (т.е. за последние 10 лет численность проживающего населения увеличилась более чем в 2,6 раза).

В 2018 году был достроен новый терапевтический корпус УЗ «Минская центральная районная больница» (далее – МЦРБ). Однако вопрос с увеличением мощности поликлиники МЦРБ до сих пор не решен. С учетом того, что население Минского района на сегодня составляет более 200 000 чел., а согласно данным Боровлянского с/с с учётом дальнейшего строительства жилых домов в ближайшие два года планируется увеличение населения только на территории Боровлянского с/с предположительно еще на 10 000 чел., то очевидно, что вопрос с оказанием населению Минского района медицинской помощи в амбулаторных условиях не только не решается, но еще более усугубляется.

Согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

П. 7.4.7. ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. Нормы планировки и застройки (далее – ТКП) предусмотрено, что учреждения здравоохранения и социального обеспечения, находящиеся в государственной собственности, являются основным видом социально-гарантированного обслуживания, обеспечивающим реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения.

Вместе с тем, в течение июля 2019 года в МЦРБ на весь район, относящийся для обслуживания к МЦРБ, с утра выделялось всего 12 талонов к врачу-стоматологу (на бесплатной основе), 3 талона к врачу-стоматологу (на платной основе), при этом лечение взрослых и детей не разделено между врачами-стоматологами, возможность заказа талонов на портале talon.by к стоматологам не предусмотрена; по 10 талонов к врачам узкой направленности (для детей); к врачам узкой направленности (для взрослого населения) некоторых специальностей (гинеколог, офтальмолог, кардиолог, эндокринолог и т.д.) аналогичная ситуация с количеством выдаваемых талонов. Для возможного получения талона «день в день» граждане занимают очередь в регистратуру стоматологического отделения с 4.30 утра и ранее, в регистратуру детской и взрослой поликлиники – с 5.30 утра (с учетом работы регистратур с 7.30 утра). Примечательно, что в августе ситуация с количеством выдаваемых талонов к врачу-стоматологу изменилась: с утра в регистратуре выдается уже только 9 талонов.

При этом, количество действительно обратившихся граждан за получением талонов нигде не фиксируется, то есть, полагаем, происходит искажение реальных цифр уровня неудовлетворенности запросов граждан на получение медицинской помощи.

П. 7.4.8. ТКП предусмотрено же, что мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из числа посещений в смену на 1000 чел для:

- городов — 23;

- районных территориальных объединений — 24;

- межрайонных территориальных объединений — 26;

- областных центров — 27.

Выполнение программ, направленных на создание и поддержание должного уровня обеспеченности населения Республики Беларусь учреждениями образования и здравоохранения, осуществляется за счёт средств, предусматриваемых в республиканском и местных бюджетах на эти цели, и иных источников.

Еще во второй половине 2016 года по итогам доклада Председателя Минского облисполкома С.Б.Шапиро Президенту о развитии небольших населенных пунктов, которые находятся в непосредственной близости к столице (в т.ч. Боровляны), А.Г.Лукашенко поручил: «Приводите в порядок эти населенные пункты, чтобы они имели законченный вид, <…>».

Имеются достаточные основания полагать, что массовая застройка последние десять лет велась не в соответствии с утверждённым ранее генеральным планом строительства данных населеённых пунктов и с признаками нарушения требований по обеспечению населения необходимым количеством объектов социально-культурного назначения, в том числе учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, организаций здравоохранения.

Приоритетными расходами государственного бюджета являются социальные и военные расходы, а также расходы на здравоохранение и образование.

В соответствии с Положением «Об Администрации Президента Республики Беларусь», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 13.02.2017 №40 (далее – Положение), на Администрацию Президента Республики Беларусь возлагается изучение общественного мнения, выработка предложений по совершенствованию социально-экономической и иной внутренней политики государства, в том числе государственной молодежной и информационной политики, политики в сфере образования, науки, здравоохранения, участие в разработке и общая координация реализации основных направлений государственной региональной политики, подготовка справочно-аналитических материалов об общественно-политических, экономических и социальных процессах в регионах, выявление наиболее острых проблем, волнующих население, представление систематических докладов Президенту Республики Беларусь о количестве и характере обращений, принятых по ним решениях, предложениях по устранению выявленных проблем, осуществление общего контроля за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь.

На основании вышеизложенного, с учетом п. 5 Положения, ч. 1 ст. 3, ст. 14, ч. 3 ст. 17, ст. 22 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», просим в пределах своей компетенции:

- изучить сложившуюся ситуацию с нехваткой мощностей МЦРБ для оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению Минского района;

- принять участие в разработке мероприятий, направленных на устранение данной проблемы;

- направить в соответствующие государственные органы информацию о необходимости включения расходов на увеличение мощности МЦРБ в бюджеты на 2020 год.

Ответ на данное обращение просим направить согласно ч. 3 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Читать далее: