PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4621
26 января 2021

Бюджеты гражданского участия

Необходимо внедрить бюджеты гражданского участия
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В статье 37 Конституция Республики Беларусь провозглашает и гарантирует гражданам право на участие в управлении делами общества и государства. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Важнейшей составляющей публичного управления, затрагивающей интересы всех граждан Беларуси, является государственный бюджет на республиканском и местном уровнях.

В демократических государствах полноценно реализуется фундаментальный принцип прозрачности (открытости) бюджетов. Его содержание проявляется:

- в информационной открытости, доступности информации о бюджетном процессе;

- в гарантированной возможности всем заинтересованным гражданам участвовать в обсуждении бюджета;

- непосредственно принимать решение о распределении некоторой части бюджета на определенные самими гражданами актуально значимые общественно полезные цели инфраструктурного, культурно-просветительского, спортивно-оздоровительного, экологического и иного назначения.

Этот социально важный демократический механизм в полной мере может быть реализован и реализуется как неотъемлемая часть локальной демократии - местного самоуправления в форме «бюджета гражданского участия», «инициативного бюджета». Он вносит свой вклад в решение вопросов территориального развития в интересах жителей.

Бюджет гражданского участия представляет собой механизм, в котором граждане принимают решение, на что будут расходоваться бюджетные средства.

В Беларуси в отличие от многих государств, в том числе стран СНГ, вопросы законодательного обеспечения бюджетной демократии не решены. Более того, в регулировании этого вопроса преобладают ограничения и запреты.

В статье 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь закреплен принцип гласности и открытости бюджетной системы. Этот принцип предполагает обнародование республиканского и местных бюджетов, открытость для общества и СМИ процедур их рассмотрения.

На практике обобщенные сведения о принимаемых бюджетах ежегодно обнародуются Министерством финансов Республики Беларусь через информационные, именуемые «Бюджет для граждан».

В законодательстве Республики Беларусь, несмотря на принцип гласности и открытости бюджетной системе, должная открытость бюджетных процедур не обеспечена. Отсутствует право и практическая возможность участия заинтересованных лиц.

Правительством Беларуси в 2015 г. утверждена Стратегия реформирования системы управления государственными финансами. В этом документе, в том числе, поставлена задача обеспечения участия граждан в формировании местных бюджетов. Таким образом, рассмотрению и утверждению бюджета соответствующим Советом депутатов должна предшествовать процедура общественного обсуждения проекта бюджета. Во многих государствах такая процедура проводится в виде публичных бюджетных слушаний, организуемых местными органами власти. Именно в таком виде данная процедура закреплена в модельном законе СНГ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В Законе Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» возможность проведения бюджетных слушаний отсутствует. Обсуждение вопросы, связанных с бюджетной системой, в данном законе упоминаются единожды в виде запрета на внесение на решение собрания вопросов о принятии и изменении бюджета.

В Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» также отсутствует нормативное регулирование процесса обсуждения проектов бюджетов с участием граждан.

Статьей 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» установлен запрет на публичные общественные обсуждения принимаемых актов бюджетного законодательства, включая проекты местных бюджетов.

Таким образом, возможность внедрения практики общественного обсуждения проектов бюджетов отсутствует в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем данная процедура по опыту зарубежных стран в значительной степени способствует решению вопросов на местном уровне и способствует развитию территорий.

Открытая бюджетная процедура в современном общепринятом ее понимании означает не только широкое представительство при рассмотрении ключевых бюджетных решений, но и фиксированное распределение бюджетных прерогатив от местных финансовых властей в пользу территориальных сообществ – непосредственно самих жителей. На этом основаны демократические модели «бюджета участия».

Важным является то, что в Беларуси сформировались общественные предпосылки для введения данного института наряду с публичными слушаниями в практику территориального управления. Здесь может быть использован положительный опыт Российской Федерации, Украины, Казахстана, Узбекистана и других стран.

На основании изложенного считаем необходимым, чтобы эти важные публичные вопросы стали предметом законопроектной деятельности в целях укрепления конституционных, демократических основ местного самоуправления в такой значимой его составляющей как открытый бюджетный механизм.

Для этого предлагаем:

1. В статье 7 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» исключить норму, которой установлен запрет общественных обсуждений проектов актов бюджетного законодательства;

2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З дополнить нормами об общественном участии в бюджетном процессе в форме публичных слушаний и «бюджета гражданского участия». Кодекс должен закрепить финансово-юридическое понятие «бюджет гражданского участия» и принципы его регулирования в общем бюджетном устройстве государства;

3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» дополнить нормами о порядке организации публичных слушаний, в том числе по проектам местных бюджетов и отчетам об исполнении, а также нормами, регулирующими полномочия местных органов власти, институтов и представителей гражданского общества в реализации «Бюджета гражданского участия».

Читать далее: