О прекращении жестокого обращения и пыток в изоляторах временного содержания и центре изоляции правонарушителей
получен
Адресаты:
- ГУВД Мингорисполкома
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь
- Прокуратура города Минска
- Прокуратура Минской области
- ГУ "Республиканский центр гигиены и эпидемиологии Департамента финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь"
- Жодинский ГОВД
Текущий статус обращения:
- 2 ответа. Последний получен 9 апреля 2021. Читать ответ
Люди, выходящие из ЦИП, ИВС ГУВД Мингорисполкома, ИВС г.Жодино и других городов Беларуси массово сообщают людям из своего круга общения, СМИ, правозащитникам об умышленном несоблюдении требований законодательства в части условий содержания по отношению к ним, как к задержанным или арестованным за выражение мнения и участие в мирных акциях протеста.
Мы убеждены, что нарушение условий содержания является жестоким обращением и специфическим видом пыток, так как причиняет физические и моральные страдания задержанным, арестованным, их близким и обществу.
Мы считаем, что целью нарушения условий содержания со стороны сотрудников ЦИП и ИВС является именно причинение физических и моральных страданий людям.
Правовое регулирование обращения с людьми в местах отбывания административного ареста и задержания составляют:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее - ПИКоАП);
3) Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее - КоАП);
4) Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября 2015 г. № 313 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста” (далее - Правила внутреннего распорядка);
Кроме того, ПИКоАП основывается не только на Конституции, но и на общепризнанных принципах международного права. Одним из общепризнанных международных стандартов, применяемых в данном случае, являются:
5) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобренные Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года (далее - Минимальные стандартные правила).
С августа 2020 г. распространенной практикой в изоляторах временного содержания стало грубое нарушение законодательно установленных и общечеловеческих правил обращения с людьми, а именно:
1. Неразъяснение прав и обязанностей при поступлении в ИВС -
нарушение п. 6 Правил внутреннего распорядка;
2. Перезаполнение камер, отсутствие кроватей для каждого задержанного/арестованного. Отсутствие спальных мест, матрасов, одеял, постельного белья, вследствие чего люди вынуждены спать на металлических прутьях кроватей либо на бетонном и сыром полу,
3. Отсутствие гигиенических принадлежностей: зубных щёток, индивидуальных кружек, ложек, тарелок, мыла, прокладок и тампонов, средств для уборки, медицинских масок, антисептиков и др.
Административно арестованным предоставляется для индивидуального пользования спальное место и место для хранения средств личной гигиены, выдаются постельные принадлежности и постельное белье по нормам обеспечения административно арестованных постельными принадлежностями и постельным бельем согласно приложению 3 к настоящим Правилам, средства личной гигиены по нормам обеспечения административно арестованных средствами личной гигиены, посуда и столовые приборы (миска, кружка, ложка). Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания. Посуда и столовые приборы выдаются на время приема пищи (п. 38 Правил внутреннего распорядка);
4. Отсутствие питьевой воды, хорошего качества и в достаточном количестве. Не предоставляется ежедневно, а также по мере необходимости охлажденной кипяченной воды, как того требует п. 39 Правил внутреннего распорядка.
Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность (п. 20 Минимальных стандартных правил);
5. Еда неудовлетворительного качества: однотипная на протяжении нескольких дней, пересоленная либо пресная.
Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную (п. 20 Минимальных стандартных правил);
6. Антисанитарное и неудовлетворительное проживанию людей состояние камер, температура в камерах крайне низкая для пребывания людей, отсутствие отопления и вентиляции; сотрудники изоляторов временного содержания неоднократно выливали раствор хлора толщиной до 2 см в камеры, в которых были люди без включения вентиляции и открытия окон.
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10 Минимальных стандартных правил);
7. COVID-19, антисанитария и намеренное подселение людей с явными признаками инфекционных заболеваний.
Каждого заключенного следует подвергать медицинскому осмотру при его принятии и затем по мере надобности, с тем чтобы устанавливать, не болен ли он физически или умственно; принимать необходимые меры; изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью (п. 24 Минимальных стандартных правил);
8. Непредоставление возможности пользоваться душем, в камерах часто отсутствует тёплая вода, что не позволяет соблюдать личную гигиену
Не реже одного раза в неделю административно арестованным предоставляется возможность принятия душа продолжительностью не менее пятнадцати минут (п. 44 Правил внутреннего распорядка).
От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (п. 15 минимальных стандартных правил);
9. Отсутствие прогулок длительное время или всё время, что причиняет вред здоровью.
Административно арестованные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа (п. 7 ч. 2 ст. 20.7 ПИКоАП).
Все заключенные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют ежедневно право по крайней мере на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода (п. 21 Минимальных стандартных правил);
10. Отсутствие контактов с внешним миром, в том числе, неполучение корреспонденции и лишение возможности отправлять корреспонденцию.
Заключенным следует давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений (Нарушение п. 6 ч. 2 ст. 20.7, п. 10 ст. 20.7 ПИКоАП, п. 37 Минимальных стандартных правил);
11. Приостановление приема передач на длительный период времени по причине распространения COVID-19, хотя других мер по противодействию вирусу не принимается, а скорее наоборот. В передачах люди могут получать средства индивидуальной защиты, антисептики, еду и теплые вещи;
12. Невыдача письменных принадлежностей, листа бумаги для обжалования судебного решения.
Каждый заключенный должен иметь возможность обращаться к органам центрального тюремного управления, судебным властям или другим компетентным органам с заявлениями или жалобами, которые не подвергаются цензуре с точки зрения содержания, но должны быть составлены в должной форме и передаваться по предписанным каналам (п. 36 Минимальных стандартных правил)
и другие многочисленные нарушения, имеющие локальный или разовый характер, которые являются результатом несоблюдения принципов ведения административного процесса: гуманности, законности, обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов, неприкосновенности личности, уважения чести и достоинства личности и т.д.
Фактическое содержание задержанных и арестованных не соответствует его правовому регулированию. Обращаем внимание на только часть правовых норм, которые не соблюдаются, а грубо и осознанно нарушаются сотрудниками ИВС и ЦИП:
Государство гарантирует обеспечение прав, свобод и законных интересов административно арестованных, обеспечивает установленные законом условия применения данной меры административного взыскания. При исполнении административного взыскания административно арестованным гарантируются права и свободы граждан Республики Беларусь с ограничениями, установленными настоящим Кодексом - так выглядят ч. 1 и ч. 2 ст. 20.3 ПИКоАП.
Согласно ст. 2.5 Процессуально-исполнительного кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь, при ведении административного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности.
В соответствии со ст. 4.2 Кодекса об административных правонарушениях, административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Вышеперечисленные факты прямо нарушают данную статью КоАП.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными следует применять с беспристрастностью. Дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима (п. 6 Минимальных стандартных правил).
Статья 25 Конституции Республики Беларусь гласит: “никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию”.
Об этом же говорит и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Указом Президиума Верховного Совета Белорусского ССР от 1973/10/05, который вступил в силу для Белорусской ССР 03.23.1976 года: “никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.”
На основании вышеизложенного мы требуем:
1. Принятия мер по восстановлению прав всех людей, находившихся до суда, отбывших или отбывающих на данный момент административный арест в ЦИП, ИВС ГУВД Мингорисполкома и ИВС Жодинского ГОВД;
2. Проведения полной, объективной и всесторонней проверки в ЦИП ГУВД Мингорисполкома, изоляторах временного содержания, расположенных по 1-му переулку Окрестина г.Минска, а также в городе Жодино на предмет соответствия условий содержания Правилам внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста и иному международному и национальному законодательству;
3. Устранения явных и грубых нарушений условий содержания в ЦИП и ИВС ГУВД Мингорисполкома, Жодинского ГОВД.
Читать далее:
-
Просим ликвидировать практику платных отработок для студентов медицинских вузов
-
Петыцыя ў абарону Тамары Вяршыцкай і Галіны Кавальчук, звольненых навуковых супрацоўніц Навагрудскага краязнаўчага музея
-
Установка светофора на Лельчицком шоссе (поворот к ОАО " Мозырский домостроительный комбинат")
-
О декриминализации ст.411 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
-
Организация парковки возле поликлиники г. Марьина Горка
-
Изменение режима работы маршрута автобуса №132 "ДС ''Малиновка-4'' - Щомыслица"