PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4822
10 апреля 2021

Прекратить пытки в ЦИП ГУВД Мингорисполкома

В средствах массовой информации опубликованы материалы о пытках в Центре изоляции правонарушений ГУВД Мингорисполкома. События не могут оставаться без внимания общественности.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Мы, ниже подписавшиеся граждане Республики Беларусь выражаем глубокую обеспокоенность и тревогу в связи со сведениями, прозвучавшими в интервью граждан Борисова Игоря и Козлова Николая, которые отбыли арест в Центре изоляции правонарушений ГУВД Мингорисполкома.

- интервью главы Белорусской социал-демократической партии: https://nn.by/?c=ar&i=270971;

- статья о главе Объединенной гражданской партии: https://ucpb.info/4306 и интервью https://www.youtube.com/watch?v=p1xCI3TOyBs.

У нас нет оснований не верить опубликованной информации, потому что сведения о вопиющем содержании задержанных наших сограждан, обвиняемых в совершении административных правонарушений, поступают постоянно.

В указанных выше материалах содержится информация о том, что в камерах ЦИП ГУВД не соблюдаются нормы содержания заключённых под стражу граждан (количество человек в камерах существенно превышает установленное количество спальных мест), людям не выдаются матрацы и спальные принадлежности, а кроме того сотрудники ЦИП умышленно, в чрезмерных количествах применяют хлорированный раствор, выливая его на пол камер. Несомненным является факт, что пары хлорки наносят ущерб самочувствию и здоровью содержащихся в камерах людей, особенно при поражении бронхов и легких вирусом COVID-19.

"Если хлорку вдохнуть внутрь, т. е. она не остается на уровне лор-органов, а уйдет в трахею, бронхи, легкие, то это может спровоцировать бронхоспазм (внезапное сужение просвета бронхиальных ходов ), удушье, воспаление бронхолегочной системы. Человеку станет плохо, он может начать задыхаться", — комментирует врач-отоларинголог Владимир Зайцев (https://aif.ru/health/coronavirus/pochemu_opasno_postoyanno_vse_myt_s_hlorkoy).

Кроме того, в интервью указывается на тот факт, что и в карцере допускается необоснованное ухудшение норм содержания заключённых, к которым применяют описанные выше меры воздействия. Такие действия сотрудников ЦИП можно охарактеризовать как применение над нашими согражданами пыток химическим воздействием хлорированного раствора высокой концентрации в замкнутой пространстве малой площади.

Под пыткой понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняются сильная боль, физическое или психическое страдание в целях понуждения данного лица либо третьего лица к действиям, противоречащим их воле, либо по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом, выступающим в официальном качестве, с использованием своих служебных полномочий, или по его подстрекательству, или с его ведома или молчаливого согласия. Согласно статье 128 Уголовного кодекса, пытки или акты жестокости, совершаемые в связи политическими убеждениями гражданского населения, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года.

Статья 2 Конвенции установила, что:

1) Каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

2) Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

3) Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток.

В соответствии со ст. 1.2 п.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекса) «задачами Кодекса являются защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц (далее, если не установлено иное, – охраняемые интересы), а также предупреждение административных правонарушений».

В пп. 1 и 2 ст. 1.5 Кодекса изложены принципы гуманизма, которые гласят, что наложение административного взыскания на физическое лицо не имеет своими целями унижение его человеческого достоинства, причинение ему физических или нравственных страданий. Административные взыскания, а также профилактические меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, не должны причинять вред их здоровью и интеллектуальному развитию.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Процессуально-исполнительного кодекса (далее – ПИКоАП) «задачами ПИКоАП являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц (далее, если не установлено иное, – охраняемые интересы). П.2 ст.1.2. говорит, что ПИКоАП призван способствовать обеспечению справедливости, повышению правосознания и правовой культуры физических лиц, их воспитанию в духе соблюдения настоящего Кодекса и иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, уважению национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц.

Согласно пп. 3 и 4 ст. 2.5 ПИКоАП «никто из участвующих в административном процессе физических лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению…Содержание административно арестованного или административно задержанного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для их жизни и здоровья».

Согласно ст. 20.5 ПИКоАП административно арестованные среди прочего имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников места отбывания административного ареста, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию места отбывания административного ареста, суд, прокуратуру, другие государственные органы, органы местного управления и самоуправления, общественные объединения по защите прав и свобод человека, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пп. 2 - 4 ст. 20.12 ПИКоАП содержание административно арестованных в карцере одиночное. В карцере и одиночной камере административно арестованные обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. Ограничения, не установленные настоящей статьей, в отношении административно арестованных, содержащихся в карцере или одиночной камере, не допускаются.

Согласно ст. 2.2. ПИКоАП орган, ведущий административный процесс, при ведении административного процесса обязан соблюдать требования ПИКоАП. Нарушение положений ПИКоАП при ведении административного процесса влечет установленную законом ответственность и признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы.

Изложенные факты можно рассматривать как умышленное и грубое нарушение условий содержания заключённых под стражу граждан, а также противозаконное ущемление их прав, предусмотренных международным правом и законодательством Республики Беларусь, а равно и базовых прав человека, закрепленных Конституцией Республики Беларусь.

На основании вышеизложенного, МЫ требуем:

от Главного управления внутренних дел Мингорисполкома:

- провести проверку изложенных обстоятельств;

- уволить виновных сотрудников ЦИП ГУВД;

- принять меры по предотвращению действий, которыми лицу, находящемуся под стражей или в отношении которого ведется административный процесс, умышленно причиняются боль или страдание (физическое или нравственное).

от прокуратуры города Минска (на основании статьи 27 Закона от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"):

- провести проверку соблюдения законодательства по условиям содержания задержанных по административным делам в ЦИП ГУВД Мингорисполкома;

- вынести постановление о возбуждении уголовного дела по факту пыток в ЦИП ГУВД Мингорисполкома (статьи 128, 426 и 455 Уголовного кодекса).

Читать далее: