PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4845
25 апреля 2021

Проекты законов «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и «О недопущении реабилитации нацизма» - на доработку!

Граждане были лишены права внести предложения по данным законопроектам непосредственно в государственный орган, имеющий соответствующие полномочия.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В соответствии с требованиями ст.34 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Президент Республики Беларусь осуществляет координацию нормотворческой деятельности в нашей стране.

Белорусская законодательная система принимает новые законы на фоне мгновенной реакции на события, возбудившие общественное недовольство. Вместе с тем, такой опыт имеет негативные последствия последующего правоприменения таких законов.

В частности, в 2014 году Декрет Президента Республики Беларусь №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» спровоцировал общественную критику, а со стороны органов предварительного следствия отмечались злоупотребления в раскрытии данной категории преступлений.

В 2015 году Декрет Президента Республики Беларусь №3 «О предупреждении социального иждивенчества» вызвал среди населения Республики Беларусь общественные возмущения, а для правильной реализации Декрета пришлось внести изменения в 109 нормативных правовых актов.

Признавать такие решения ошибочными или чрезмерно и неоправданно строгими, наша законодательная система не умеет. В итоге, появляется закон, потом дополняется отдельными нормами, потом еще одними – и так продолжается до бесконечности.

Такие поспешные решения должны быть поставлены на контроль Президентом Республики Беларусь, а принятие новых законов адекватно отвечать на требования времени и политической обстановки, не ухудшая положения в реализации своих прав и законных интересов граждан.

Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь были приняты проекты законов «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и «О недопущении реабилитации нацизма». Впоследствии законопроекты были одобрены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Не умаляя значимость и важность этих законов для Республики Беларусь, полагаем, что при их разработке и принятии не учитывалось мнение гражданского общества, нарушены основные принципы нормотворчества, а вопросы правоприменения законом не урегулированы.

Разработку этих законопроектов загнали «под одну крышу», под эгидой исполнительной власти, проигнорировав одно из самых необходимых условий нормальной подготовки законопроектов – плюрализма мнений. При такой организации законотворчества будет проводиться в жизнь воля только одной стороны – исполнительной власти, что приведет к негативным последствиям в данной сфере правоотношений.

В январе 2021 года мы обращались в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь по вопросу участия граждан в совершенствовании законодательства о противодействии экстремизму.

10 февраля 2021 года своим ответом №0702-213-2020/28, Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщила, что в настоящее время (на момент подготовки ответа), работа по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму в Генеральной прокуратуре завершена, а Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» направлен для дальнейшего согласования и соответствующей доработки в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

На основании информации из ответа Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, мы обратились в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросу участия граждан в совершенствовании законодательства о противодействии экстремизму, также, внесли предложения по доработке законопроекта.

Однако, 4 марта 2021 года в своём ответе №21-04/90, председатель Постоянной комиссии Давыдько Г.Б., сообщил, что в настоящее время (на момент подготовки ответа) законопроект по вопросам совершенствования законодательства о противодействии экстремизму в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в установленном порядке не поступал.

18 марта 2021 года, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, пресс-служба Генеральной прокуратуры сообщила, что в данном государственном органе завершена подготовка новой редакции Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму».

Согласно ст. 40 указанного Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», субъектами нормотворческой деятельности являются государственные органы, которые в соответствии с законодательством внести в нормотворческий орган проект нормативного правового акта.

Также, граждане, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, вправе внести проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о внесении изменений (уточнений) в нормативный правовой акт в государственный орган, имеющим соответствующие полномочия.

10 февраля 2021 года, своим ответом №0702-213-2020/28 Генеральная прокуратура Республики Беларусь недостоверно проинформировала общественность о том, что работа над законопроектом о противодействии экстремизму в этом государственном органе уже не ведется. В то же время, из ответа следовало, что по вопросам доработки законопроекта можно обращаться в Палату представителей, так как законопроект уполномоченным органом направлен именно туда.

Вместе с тем, через, фактически, два месяца, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, сообщила на официальном сайте о завершении работы над законопроектом о противодействии экстремизму.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.

Несвоевременный, недостоверный ответ Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, фактически, ввел общественность в заблуждение, чем лишил права на внесение предложений в нормотворческий процесс по законодательству о противодействии экстремизму.

Взаимодействие и выстраивание диалога с гражданским обществом по вопросам прорабатываемых государственным органом законопроектов, осуществляется в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, а также с целью определения соответствия проекта нормативного акта общественным ожиданиям, для возможной последующей корректировки проекта.

Нарушение принципов нормотворчества было обжаловано в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, с указанием, что, фактически, такими действиями граждане были лишены права внести свои предложения по законопроектам.

В ответ на жалобу (от 12.04.2021 года №0702-213-2020/679) Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщила, что проекты законов «О недопущении реабилитации нацизма» и «О противодействии экстремизму» относятся к обеспечению национальной безопасности, поэтому общественного обсуждения не требуют.

Доводы ответа Генеральной прокуратуры Республики Беларусь не соответствуют фактическим обстоятельствам и фиксируют нарушение принципов нормотворчества при разработке указанных законопроектов.

О том, что эти законопроекты относятся к вопросам национальной безопасности и не требуют общественного обсуждения, Генеральная прокуратура Республики Беларусь могла сообщить еще 10 февраля 2021 года и не вводить в заблуждение о судьбе и стадии разработки проектов законов.

Более того, в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь за подготовку законопроектов к рассмотрению отвечала Постоянная комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации.

Согласно постановлению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 27 октября 2008 г. «Об образовании постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» в указанной палате образовано 14 постоянных комиссий, среди которых функционирует Постоянная комиссия по национальной безопасности.

В соответствии со ст. 33 Регламента, постоянные комиссии палат Национального собрания, осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных актов, относящиеся к компетенции постоянных комиссий.

Учитывая путь законопроектов в Палате представителей, и то обстоятельство, что заключение по проектам законов готовила не профильная комиссия по национальной безопасности, то указанные законопроекты никаким образом не могут быть засекречены, а тем более относится исключительно к вопросам обороны и национальной безопасности.

Еще один немаловажный факт. Законопроект «О недопущении реабилитации нацизма» разрабатывался на основе рекомендаций ООН и на основе модельного закона стран Содружества «О недопущении героизации нацизма».

Статья 26 Резолюции ООН «О борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», гласит об общественной активности граждан, которая ведет к сближению общин и предоставлению им условий для подлинного диалога. В данном пункте имеется ввиду обязанность граждан и гражданского общества, способствующая к урегулированию проблем, возникших между некими противоборствующими социальными группами.

Таким образом, мы видим, что мировое сообщество пытается втянуть гражданское общество для решения проблемы героизации нацизма. Предполагается, что это приведет к более быстрому урегулированию данного вопроса, так как правоохранительные органы самостоятельно не в силах противостоять против преступников-нацистов без общественной поддержки.

Полагаем, что принятие таких проектов законов без общественного обсуждения немыслимо в принципе.

На основании выше изложенного, полагаем, что безусловных принципов нормотворческой деятельности (плюрализма мнений) при разработке законопроектов о противодействии экстремизму в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь соблюдено не было, таким образом, граждане были лишены права внести предложения по данному законопроекту непосредственно в государственный орган, имеющий соответствующие полномочия.

Просим Вас принять меры по устранению недостатков в организации нормотворческой деятельности, направить проекты законов «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и «О недопущении реабилитации нацизма» на доработку и усовершенствование, с целью их последующего принятия в соответствии с требованиями законодательства. Предоставить гражданскому обществу реализовать свое право внесения предложений в орган, представляющий данный законопроект.

Читать далее: