Против блокировки портала "Удобный город"!
получен
Адресаты:
- Администрация Президента
- Министерство информации Республики Беларусь
- Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- 2 ответа. Последний получен 10 сентября 2021. Читать ответ
Обращение направляется в:
(1) Министерство информации Республики Беларусь
(2) Межведомственную комиссию по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь
6 августа 2021 года пользователи портала «Удобный город» (https://petitions.by/) начали испытывать проблемы с доступом к сайту с территории Республики Беларусь: сайт перестал открываться; а пользователи видели уведомление «Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании решения Министерства информации, принятого в соответствии с Законом «О средствах массовой информации»».
В свою очередь, 9 августа 2021 года Учреждение «Консультационный центр имплементации информационных технологий в гражданском обществе «Сивик тек», которое является владельцем портала «Удобный город» от Министерства информации (далее – Мининформ) было получено уведомление за подписью заместителя министра И.И.Бузовского. В уведомлении указано, что «принято решение об ограничении доступа (прим. – к сайту petitions.by) на территории Республики Беларусь».
К уведомлению была приложена копия приказа Мининформа от 4 августа 2021 № 290 «Об ограничении доступа». В приказе отмечается, что Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере (далее – Комиссия) 26 июля 2021 года было установлено, что портал «Удобный город» является площадкой «для сбора подписей под петициями протестного характера, направленных на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь».
В тексте приказа упоминаются следующие петиции:
- «О внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части усиления ответственности по ст. 23.34. и 23.4» – https://petitions.by/petitions/4483 (ответ на петицию не был получен);
- «Опубликовать написанный текст новой Конституции и провести расследование в отношении председателя ЦИК» – https://petitions.by/petitions/4986;
- «Прызнаць выбары прэзідэнта Рэспубліка Беларусь несапраўднымі» – https://petitions.by/petitions/4985;
- а также «Заявление о признании Координационного Совета от 28 сентября 2020 года» – https://petitions.by/belarus2020.
По мнению Комиссии, указанные выше тексты петиций, а также заявление содержат информацию, дискредитирующую законодательную систему Беларуси; призывы признать недействительными президентские выборы 2020 года.
По мнению Комиссии, указанные тексты петиций способствуют «возникновению угроз национальной безопасности, к которым относятся: дезорганизация системы государственного управления, деструктивное информационное воздействие на общество, наносящее ущерб национальным интересам». В этой связи Комиссией было принято решение о необходимости ограничения доступа к порталу «Удобный город».
Портал «Удобный город» – это некоммерческий ресурс, где пользователям предоставляется возможность целевого общения путем размещения в открытом доступе петиций (в виде жалоб, заявлений или предложений), соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством к электронным обращениям граждан. Направляя коллективные электронные обращения (петиции) в государственные органы и организации граждане Беларуси реализуют ряд прав, гарантированных Конституцией и международными актами, ратифицированными Республикой Беларусь.
Так, при направлении петиций (коллективных обращений) граждане реализуют право на:
- свободное выражение мнений и убеждений (статья 33 Конституции);
- получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (статья 34 Конституции);
- непосредственно участвовать в решении государственных дел (статья 37 Конституции);
- направлять личные или коллективные обращения (статья 40 Конституции).
В соответствии со статьей 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Мы считаем, что в случае размещения коллективных петиций (обращений) на портале «Удобный город» приоритет должны иметь конституционные права граждан на свободу выражения мнения; на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов; на участие в решении государственных дел; на направление обращений в государственные органы. Данные конституционные права подлежат ограничению только в исключительных случаях, предусмотренных статьей 23 Конституции.
Отметим, что всего на петиции (обращения), созданные на портале «Удобный город», было получено 4177 ответов от государственных органов и организаций; зачастую петиции (обращения) способствовали решению различных проблем как локального, так и республиканского уровня.
Таким образом, учитывая наличие большого количества ответов государственных органов и организаций на петиции (обращение), имеются достаточные основания утверждать, что размещенные на портале «Удобный город» петиции является электронными обращениями, соответствующим требованиям, установленным Законом от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан).
Соответственно, петиции, которые, по мнению Комиссии, «направленны на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь», и способствуют «возникновению реальных и потенциальных угроз национальной безопасности», являются не чем иным, как инструментом реализации гражданами Республики Беларусь права на обращение в государственные органы (что гарантируется статьей 40 Конституции, а также статьей 3 Закона об обращениях граждан); не представляют собой распространение информации, которая может причинить вред национальным интересам Республики Беларусь.
Учитывая вышеизложенное, размещенные на портале «Удобный город» петиции (обращения), создаются гражданами в рамках реализации их конституционных прав. В свою очередь, заявители и владелец портала «Удобный город» не могут быть привлечены к ответственности, за исключением случаев, когда в петициях (обращениях) содержаться заведомо недостоверные сведения, порочащие других лиц либо сведения выражены в заведомо неприличной форме.
Согласно п. 4.1.7 Регламента ресурса «Удобный город» (далее – Регламент; ссылка: https://petitions.by/regulations), Пользователь подтверждает, что создавая электронные обращения, он имеет на это все необходимые права, не нарушает этим права третьих лиц, а также какие-либо законы и иные акты обязательного характера.
В свою очередь, пунктом 4.1.8. Регламента установлены обязанность Пользователя не использовать сайт для противоправных действий, а также действий, противоречащим нормам этики, морали, нравственности. Среди прочего, запрещено создание петиций (обращений), содержащих оскорбления, клевету, унижение чести, достоинства, деловой репутации физических лиц, умаление деловой репутации организаций и т. п.
В соответствии же с п. 6.1. Регламента пользователи несут всю ответственность за размещаемую в своих сообщениях информацию. Администрация сайта не несет никакой ответственности за достоверность и законность сообщений, публикуемых пользователями на сайте, а также за возможный ущерб, причиненный такими сообщениями.
Таким образом, ограничение доступа к порталу «Удобный город» является необоснованным, политически мотивированным и нарушает конституционные права граждан Республики Беларусь.
На основании вышесказанного, просим:
- отменить решение Межведомственной комиссии от 26 июля 2021 года (по вопросам распространения порталом «Удобный город» материалов, способных нанести вред национальным интересам Республики Беларусь) – в связи с необоснованностью указанных выводов;- отменить приказ Мининформа от 4 августа 2021 № 290 «Об ограничении доступа»;
- обеспечить гражданам Республики Беларусь неограниченный доступ к порталу «Удобный город».
При рассмотрении настоящего обращения просим:
- дать обоснованный и мотивированный ответ по существу с конкретными формулировками и ссылками на нормативные правовые акты (пункт 1 статьи 18 Закона об обращениях граждан);
- обеспечить внимательное и ответственное отношение к рассмотрению настоящего коллективного обращения (подпункт 1.1 пункта 1 Директивы от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»);
- не допускать халатности, формализма и бюрократизма при рассмотрении настоящего коллективного обращения (Директива от 27.12.2006 № 2; статья 9 Закона об обращениях граждан);
- неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать его произвольного толкования (подпункт 1.1 пункта 1 Директивы от 27.12.2006 г. № 2).
Читать далее:
-
Требуем благоустроить привокзальную площадь в г. Смолевичи (обжалование ответа Смолевичского райисполкома)
-
Требуем оборудовать остановочные пункты в г.Смолевичи. Обжалование ответа Смолевичского райисполкома
-
Обжалование ответа УВД администрации Ленинского района г. Минска по вопросу содержания и выгула домашних питомцев
-
План действий по уборке города Могилёва в экстремальных погодных условиях
-
Об обсуждении ряда актуальных вопросов в рамках "Большого разговора"
-
Несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов с кладбища в деревне Огородники (Витебский район)