PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №859
28 июля 2017

Проблема обнищания водоемов

Обнищание водоемов, бесконтрольность средств необходимых на восполнение природных богатств, аренда водоемов общего пользования
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

За последние годы технологии и способы, направленные на лов рыбы либо охоту на неё в водоемах и реках Беларуси, существенно шагнули вперед. Количество людей, заинтересованных в рыбе как добыче, тоже уверено растет пропорционально с общим объемом выбиваемой рыбы. Вместе с тем, спекулируя на хобби, некоторые недобросовестные граждане пользуются всеми доступными в современном мире средствами для превращения рыбных ресурсов в предмет личного незаконного дохода. Растущие угрозы со стороны человека вызывают обеспокоенность и опасения за сохранность Национальных природных ресурсов, в частности рыбных ресурсов, и их качества в будущем. В связи с этими факторами мы, ниже подписавшиеся, просим Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь рассмотреть ряд проблемных вопросов, связанных с пересмотром и упорядочением существующих подходов и правил организации контроля для осуществления всех видов лова рыбы в водоемах и реках Республики Беларусь.

1. Изменения существующего порядка в рыболовстве.

Ввиду того, что объектом желаемой добычи любого рыболова являются трофейные особи, на воспроизводство которых уходят десятки лет, бесконтрольность осуществления вылова может привести к крайне негативным последствиям. Предлагаем пересмотреть существующие подходы к осуществлению рыболовной деятельности путем ценовой градации на отлов: либо обусловленной существующими Правилами любительского рыболовства Республики Беларусь дневной нормой по качеству трофейных экземпляров, либо разовым отловом непосредственно одного трофейного экземпляра, учитывая в финансовом выражении стоимости лицензии – возрастной ценз трофейной рыбы как природного достояния. Как один из методов усиления контроля – продажу и приёмку путевок перенести на берег водоема (постоянного присутствия инспектора (сотрудника) на воде – как на водоемах, переданных в аренду добросовестным частным компаниям). При принятии данного пункта просим максимально сохранить для пользователя удобный и комфортный отдых без излишней бюрократической волокиты. Также просим обязать сотрудников Национальных парков, заповедников, заказников осуществлять повседневный контроль за деятельностью и надлежащим исполнением правил всех групп рыболовов (подводных охотников, рыболовов любителей) без ущерба для их отдыха.

Как один из вариантов усиления контроля со стороны самих рыболовов и решения проблемы браконьерства предлагаем узаконить рыболовные клубы: к примеру, каждый рыболовный клуб, состоящий из 15-30 человек, обязан в весенний период провести выездной субботник на водоеме с привлечением (для визирования) представителя местных природоохранных подразделений. Субботник подразумевает: наведение порядка на водоеме, уборка мусора, с последующим выпусканием в водоём рыбной молоди. На основании проведенных мероприятий и собранных фотоматериалов, виз представителей инспекций, клубу выдается годовая лицензия на рыбалку, подводную охоту и тому подобное. В случае, если член рыболовного клуба попадается на правонарушении, связанном с нарушением правил рыболовства, на клуб, как и на провинившегося, налагается штраф и приостанавливается лицензия до момента полной уплаты. Таким образом, сами члены клуба будут проводить воспитательную работу среди своих участников. Клуб будет в состоянии сам решить, нужен ли ему такой представитель или нет. Рыболовы использующие более трех крючков, подводные охотники, любители ловли на дорожку не состоящие в рыболовных клубах, являются правонарушителями. (Исключение: пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети до 18, лет, студенты и школьники). Создание и узаконивание клубов подтвердит фиктивность существования общества БООР, которое никоим образом не отстаивает интересы рыболовов, а в случае с попыткой арендовать 91 км реки Припять в мае 2017 года, еще и напротив, усложняет жизнь рыболовов-любителей. В группе из 15-30 человек гораздо проще контролировать как финансы, поступающие от членов клуба, так и их расходование.

2. В виду сомнительности осуществления контроля над колобашками, живцовыми донками и подвесными жерлицами необходимо вынести на рассмотрение вопрос об упорядочивании подобных способов ловли для всех водоемов общего пользования в Республике Беларусь, регламентировании количества используемых удилищ для троллинга (дорожки) не более 1(одного) на человека или не более 2 на одно плавательное средство.)

3. Продумать «прозрачную» систему ежегодного зарыбления водоемов. Также сделать «прозрачным» механизм освоения финансов, полученных со штрафов. Штраф состоит из двух статей: первая часть – за само правонарушение; вторая часть, самая крупная – за ущерб, нанесенный природе. Из названия этого штрафа следует, что деньги, полученные по этой статье, должны идти на восстановление поголовья рыб. На сайте инспекции нигде нет отчетности об освоении этих средств. (К примеру, есть доклад о том, что в 2016 на Лепельских озерах поймали двоих раколовов, которые превысили норму вылова и нанесли огромный ущерб, но совершенно нигде нет отчетности, что в Лепельские озера за деньги, взятые с этих раколовов, выпустили мальков раков или сделали что-то для этого озера и на это потрачено столько и столько.)

4. Запретить производить промысловый вылов рыбы на территории национальных парков, заповедников, природных заказников. Усилить контроль за ведением промыслового лова, а также пересмотреть нормы промыслового лова рыбы в меньшую сторону.

5. Предлагаем оглашать, с размещением сканированных документов в общедоступной сети интернет: освоение средств, полученных белорусским обществом охоты и рыбалки с взносов рыболовов любителей; количество членов в обществе; сколько средств и на что израсходованы, а также при освоении средств учитывать интересы всех групп рыболовов, подводных охотников, любителей троллинга (к примеру, в 2016 году было зарыблено http://rgooboor.by/news/article_post/zarybleniye-osen-2016 ни один из перечисленных водоемов или не пригоден или запрещен для занятия подводной охотой). А в некоторых случаях зарыбление осуществилось и вовсе бездумно. http://homel.greenbelarus.info/articles/22-11-2016/i-palkami-glushili-i-sachkami-lovili-rybnaya-pokazuha-ili-kak-ne-nado-provodit.

6. Максимально упростить процедуру оформления документов, необходимых для зарыбления водоемов. В Республике Беларусь есть группы граждан-волонтеров, которые за свои деньги готовы покупать рыбопосадочный материал и производить процедуру зарыбления, но т.к. все эти люди занимаются этим исключительно добровольно, абсолютно нет ни возможности, ни желания заниматься бюрократической работой по оформлению документов. В этой связи предлагаем ограничиться ксерокопией справки, подтверждающей качество и здоровье рассадочного материала. (Как вариант: НАН выкладывает в интернет списки водоемов с обоснованием, сколько, куда и чего нужно выпустить, а волонтерские группы выкладывают в интернет видео-подтверждение о том, что в такой-то водоем выпущено столько молоди такого-то вида с приложением к отчетной документации справки.

7. Вследствие того, что затронутые в обращении вопросы многовекторные и требуют серьезного подхода, просим организовать общественно-консультативный совет при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на постоянной основе для решения подобных вопросов с привлечением всех заинтересованных сторон. Также просим рассмотреть вопрос о создании законодательной базы для создания и функционирования при Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь – общественных групп дружинников из числа подводных охотников и рыболовов-любителей для совместной борьбы с нарушителями закона на водоемах и реках Республики Беларусь.

Читать далее: