PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №88
02 ноября 2015

Пора начать строить города комфортные для людей

Наши города далеки от городов в которых хотелось бы жить, но государственная градостроительная политика не ставит цели сделать их лучше, задача стоит сделать их больше, даже в ущерб качеству.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Текущая градостроительная политика в Беларуси противоречит передовым западным тенденциям [3] и заводит наши города в тупик.

Основные положения текущей политики:

1. Строительство - многоэтажная, часто очень плотная застройка с функциональным зонированием - спальные и рабочие микрорайоны отдельно.

2. Транспорт - явный перекос в сторону автомобилистов за счёт всех остальных (расширение дорог, увеличение числа бесплатных парковок в ущерб тротуарам и озеленению, снос пешеходных переходов или замена их на подземные).

Эти принципы приводят любой город в тупик, аналогичный тому, в котором оказалась Москва, с тем лишь отличием, что в Москве люди готовы терпеть низкое качество городской среды ради зарабатывания денег (хотя сейчас там есть отдельные интересные проекты по улучшению городской среды). Остальные города на это рассчитывать не могут.

Разберём текущие принципы подробнее.

Функциональное зонирование

Очевидным образом приводит к тому, что всем каждый рабочий день нужно куда-то ехать, а потом откуда-то возвращаться (маятниковая миграция). Работа в пешей доступности от дома - это предельно редкое исключение.

Это создаёт следующие проблемы:

1. Пиковая нагрузка на транспортную инфраструктуру - пробки в час пик, если расширить дорогу так, что её будет достаточно (это практически невозможно, но допустим), то она будет почти пустой большую часть времени, весьма дорого строить дороги для использования их два часа в день.

2. Снижение эффективности работников [1].

3. Снижение качества жизни людей за счёт стресса в транспорте и потери части личного времени.

В идеале вся городская инфраструктура должна быть в пешей доступности от дома.

Многоэтажная застройка

Многоэтажная застройка это дорого и некомфортно, высотные дома несоразмерны человеку и давят на него. Основной миф, из-за которого она существует состоит в том, что она якобы позволяет эффективнее использовать землю и экономить на подведении инфраструктуры, однако это будет правдой только если строить излишне тесно, не оставляя места для парковок, дворов и света. Если делать по-человечески, то окажется, что земли надо много, а само многоэтажное строительство выходит дороже (фундаменты, спецтехника и т.п.).

Вот реальный пример подтверждающий что большое число этажей неэффективно:

"Современный пример — район Борнео-Споренбург, возведенный в Амстердаме на месте бывших доков. Изначально площадку планировалось застроить 10–14-этажными домами, однако исследования показали, что такое жилье будет дешевым — несмотря на дефицит земли, голландцы не любят многоэтажки. И тогда архитекторы из компании WEST 8 предложили решение, позволяющее при трехэтажной застройке получить такое же количество квадратных метров, как и при застройке многоэтажками. Чтобы избежать монотонности, они предложили сразу несколько типологий жилья: с обычными блокированными домами, таунхаусами с выходом на воду, с квартирами вокруг маленьких двориков. Одно из решений — две линии таунхаусов, расположенные близко друг от друга (впрочем, расстояния хватит, чтобы поставить столики, кресла, кадки с цветами). За счет ряда остроумных решений голландцам удалось получить более 100 жилых ячеек с гектара земли." [2]

Но на самом деле нет нужды уплотнять так, чтобы получить ровно ту же площадь жилья - благодаря тому, что малоэтажное жильё дешевле, его площадь можно сделать немного меньше, и примерно за те же деньги получить жильё высшего качества.

Помимо высоты есть и другие психологические эффекты - есть исследования, показывающие, что люди в подъезде на малое число квартир (вроде до 4) относятся к подъезду бережно как к своему имуществу, при большем числе квартир отношение к общему пространству переходит в наплевательское.

Транспорт

Многочисленные исследования, начавшиеся ещё в 60-х годах 20-го века показали, что невозможно сделать город удобным для передвижения всех на личном автомобиле.

Подробнее: Парадокс Доунса — Томсона (1962 г.) [4], Парадокс Браеса (1968 г.) [5], Постулат Льюиса — Могриджа (1990 г.) [6], исследование Жиля Дюрантона (Gilles Duranton) и Мэттью Тюрнера (Matthew Turner) (2011) [7].

Все эти работы показывают, что расширение дорог стимулирует поездки на личном транспорте, а это со временем снова приводит к пробкам. И единственный способ решить проблему - дестимулировать едущих на личном транспорте (платные парковки, платный въезд в центр в час пик, сужение дорог при приоритете для общественного транспорта и т.п.).

Примеры городов типа Копенгагена [8] показывают, что это решает проблему и радикально улучшает городскую среду.

У нас же всё делается для блага автомобилистов в ущерб городской среде, особенно показателен пример улицы Кирова в Гомеле, где часть пешеходных переходов убрали совсем, часть перенесли так чтобы было удобно автомобилистам, а не пешеходам, расширили улицу за счёт озеленения и тротуаров - пешеходы теперь ближе в потоку машин, а значит будут вдыхать больше выхлопов, их будут обрызгивать грязью, а неудобные переходы заставляют их больше времени проводить на столь некомфортной улице. Очевидно, что разговоры о том, что это нужно и для общественного транспорта, некорректны, ибо для него наших дорог более чем достаточно, общественный транспорт не создаёт пробок, потому что он предельно эффективен - занимает мало площади дороги, а везёт много пассажиров. Проблема в личном транспорте, который занимает много площади дороги, а везёт одного-двух человек.

Личный автотранспорт помимо дорожных проблем создаёт и экологические. Вышеупомянутый Гомель входит в пятёрку самых грязных городов Беларуси, а значит ему нужно не расширение дорог, а резкое уменьшение личного транспорта, причём в первую очередь за счёт самого грязного [9].

В современном мире самое главное это люди, специалисты и за них идёт конкуренция между странами и городами, только тот кто предложит качественную, комфортную городскую среду может привлечь и удержать людей нужных для экономики 21 века.

А качественная городская среда судя по западным стандартам [10] это:

0. Безопасность - замедление автомобильного трафика для минимизации смертельных исходов в ДТП [11].

1. Приоритет пешеходам, общественному транспорту и велосипедам - не слишком широкие улицы с широкими тротуарами, озеленением, велодорожками, нужным количеством наземных пешеходных переходов. Пешая доступность всей городской инфраструктуры (работа, учёба, услуги, развлечения).

2. Малоэтажность - соразмерность человеку, хорошая освещённость и психологический комфорт.

3. Город для жизни - много разного рода общих мест, парки, скверы, набережные, пешеходные улицы и т.п.

4. Экологичность - минимизация источников загрязнения (заводы, личный автотранспорт), озеленение. Движение за автономность городской среды - меньше потреблять ресурсов извне и меньше выбрасывать отходов наружу.

Мы, граждане Беларуси, хотим чтобы наши города были лучшими в мире и поэтому считаем, что необходимо срочно изменить приоритеты градостроительной политики. Мы считаем, что ситуация позволяет это сделать, давно остались в прошлом послевоенные годы, когда речь шла о крыше над головой, пришло время озадачится качеством, а не количеством. Считаем, что необходимо определить облик идеального города и всё новое строить в соответствии с этим идеалом. Для этого Палата представителей (в сотрудничестве с Минстройархитектуры) должна внести изменения в законодательные акты определяющие градостроительную политику таким образом, чтобы строительство, не соответствующее описанным идеалам было невозможным.

[1] "Долгая дорога на работу ведет к профессиональному выгоранию" http://www.vokrugsveta.ru/news/227235/

[2] "В ловушке микрорайона" http://expert.ru/expert/2013/23/v-lovushke-mikrorajona/

[3] "Тренды европейского градостроительства" http://expert.ru/expert/2011/40/trendyi-evropejskogo-gradostroitelstva/

[4] "Парадокс Доунса — Томсона" https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_Доунса_—_Томсона

[5] "Парадокс Браеса" https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_Браеса

[6] "Постулат Льюиса — Могриджа" https://ru.wikipedia.org/wiki/Постулат_Льюиса_—_Могриджа

[7] исследование Жиля Дюрантона (Gilles Duranton) и Мэттью Тюрнера (Matthew Turner) http://shura.luberetsky.ru/2013/07/01/fundamentalnyjj-zakon-probok/

[8] Копенгаген http://maxkatz.livejournal.com/53298.html

[9] "90% вредных выбросов создают лишь 25% автомобилей" http://www.computerra.ru/122993/90-vrednyih-vyibrosov-sozdayut-lish-25-avtomobiley/

[10] "Кризис города" http://expert.ru/expert/2010/18/krizis_goroda/

[11] "Как сделать города безопасными и спасти тысячи жизней" http://varlamov.ru/1411045.html

Читать далее: