PETITION.BY - Удобный Город
17 апреля 2023

Страшная тайна МВД: беларусам отказали в обнародовании подробной статистики о домашнем насилии

Сегодня мы затронем тему домашнего насилия. Начнем с азов: бить людей плохо, издеваться над ними — плохо, принуждать к чему-либо — тоже плохо… Смешно? На самом деле, понимание очевидных аксиом не помогли белорусскому обществу ощутимо продвинуться в этом вопросе. За окном — XXI век, а многие до сих пор уверены, что оплеуха — неотъемлемая часть воспитания детей, а идиотская присказка «бьет — значит любит» — сакральная мудрость, переданная нам предками. И не просто так думают — транслируют подобную дикость на государственном уровне.

Сегодня мы затронем тему домашнего насилия. Начнем с азов: бить людей плохо, издеваться над ними — плохо, принуждать к чему-либо — тоже плохо… Смешно? На самом деле, понимание очевидных аксиом не помогли белорусскому обществу ощутимо продвинуться в этом вопросе. За окном — XXI век, а многие до сих пор уверены, что оплеуха — неотъемлемая часть воспитания детей, а идиотская присказка «бьет — значит любит» — сакральная мудрость, переданная нам предками. И не просто так думают — транслируют подобную дикость на государственном уровне.

Месяц назад на нашем сайте появилась петиция «Опубликуйте статистику по домашнему насилию в Беларуси», авторы которой изучили статистику по правонарушениям и преступлениям в стране за прошлый год, опубликованную в феврале 2023 года Министерством внутренних дел, и заметили, что в ней нельзя найти цифры по конкретному количеству фактов домашнего насилия. Предложили МВД рассказать обществу развернутую и полную информацию по этой остросоциальной проблеме. Например, вместо расплывчатых «более 2 500 уголовных дел» по факту домашнего насилия опубликовать конкретную цифру, ведь это может быть как 2505 так и 7000 дел… Помимо этого активисты призывали объяснить, по какой причине было прекращено распространение точной информации о статистике случаев домашнего насилия в Беларуси.

Что же, ответ был получен. И он вас очень удивит.

В Министерстве внутренних дел авторам петиции сообщили, что Постановление Совета Министров от 12 августа 2014 г. No783 «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну» предоставляет МВД право разрабатывать и утверждать ведомственные перечни сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения. «В этой связи МВД подготовлены локальные правовые акты, в соответствии с которыми сведения, запрашиваемые в Вашем обращении, отнесены к служебной информации ограниченного распространения».

Переводя с канцелярского языка на человеческий, авторам петиции заявили, что милиция, если хочет, может скрывать данные, которые посчитает нужным спрятать. Что она и сделала, причем не посчитала необходимым объяснить причины, по которым информация была скрыта.

Сложно представить, как родилась эта «страшная тайна». Тем более, что в начале апреля МВД повторно подтвердило, что «уже длительное время констатирует снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений в сфере домашнего насилия». Но мы вновь не видим конкретных цифр, только обезличенные проценты, которые нельзя ни проанализировать, ни сопоставить с реальным положением вещей. зато как красиво звучит! Замначальника главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергей Красуцкий заявляет: «По итогам трех месяцев этого года количество убийств снизилось на 10%, количество тяжких телесных повреждений — практически на треть. Как следствие, погибло меньше наших граждан». Конечно же, успокаиваться на этом нельзя».

Но логика подсказывает, что если бы ситуация с домашним насилием обстояла настолько замечательно, об этом не просто говорили бы, а трубили бы на каждом углу. Но вместо этого мы наблюдаем немного иную информационную картину, в которой в новостях регулярно появляется информация о вопиющих «бытовых» преступлениях. (например, здесь или здесь).

И ведь всем понятно, что это — всего лишь вершина айсберга, так как физическое наказание детей в нашей стране до сих пор не преступление, а «традиция». Напомним, что в октябре 2018 года Лукашенко высказался о проекте закона противодействию домашнему насилию так: «Мы будем исходить исключительно из наших интересов, наших, славянских традиций, нашего жизненного опыта. Если надо в угол поставить, за ухо взять ребенка — ставьте. Аккуратно только, с мозгами. Но родителя без мозгов ты никакими законами не отрегулируешь…. И не шлепок, а хороший ремень иногда тоже полезен для ребенка. Не для всех, конечно».

В этом же интервью Лукашенко раскрыл некоторые секреты воспитательных процессов, происходивших в его семье:  «Я не сторонник того, чтобы наказывать детей. Виктор часто получал у меня как старший, младшего я никогда не наказывал, он этого не заслуживал. А средний, Дима, уже видел, как Вите попадало, и тихонько стоял рядом, он уже не дергался…. Это наши традиции, наша жизнь и мы будем воспитывать, так как надо».

Примерно так же (то есть  — кошмарно) обстоят дела и с физическим/психологическим/финансовым насилием в отношении к женщинам. Долгие годы эта тема оставалась на слуху, к ней привлекалось общественное внимание только благодаря активной деятельности общественных организаций. Но после того как все независимые НГО были уничтожены, у официальной власти возник соблазн заявить, что в общем-то проблема с домашним насилием в семье решается успешно: проценты растут, а что это за проценты, откуда их взяли и как применили, никто уже не проверит.

В заключении упомянем перечень общественных организаций и инициатив, в которые вы можете обратиться, если стали жертвой домашнего насилия. Этот список составил Офис европейской экспертизы и коммуникации, и это те организации, которые действительно хотят вам помочь, а не стремятся сделать статистику красивой.

Телефон доверия OLIVIA — Информационная, психологическая и правовая помощь беларускам, которые столкнулись с насилием в семье (звонить можно прямо с сайта — безопасно и бесплатно).

Телеграм-бот «Когти Рагнеды» — создан командой беларусок для помощи женщинам, оказавшимся в кризисных ситуациях.

Телеграм-канал Яна/Ёй — инициатива, созданная беларусками, чтобы сражаться с дискриминацией и насилием над женщинами (обратиться могут беларуски внутри страны и за ее пределами).

Телеграм-канал «Лабиринт» — информационная и психологическая поддержка женщин, которые пережили насилие в чужой стране.

Читать далее: