PETITION.BY - Удобный Город
12 октября 2022

Теперь проблемы будут у жителей «спальников». Честный разговор с мотоциклистом о запретах на движение байков в центре города.

Петиции, посвященные байкерам, которые не дают людям спать ночами, публиковались на нашем портале уже неоднократно. В августе произошло событие, о котором авторы некоторых обращений мечтали многие годы — на проспекте Независимости в Минске появились знаки, запрещающие движение мотоциклов с 21-00 до 6-00. Это не первое такое ограничение в стране, раньше проезд байкеров по центру города ограничивали и в других областных центрах, но ужесточение правил в столице многие восприняли как общий вектор отношения к проблеме со стороны правительства. Сегодня мы поговорим с одним из представителей мотосообщества, который при этом является активным пользователем нашего портала, внимательно отслеживает тему мотоциклов и старается популяризировать культуру правильно вождения. Знакомьтесь: Матвей, стаж за рулем байка — почти десять лет.

Петиции, посвященные байкерам, которые не дают людям спать ночами, публиковались на нашем портале уже неоднократно. В августе произошло событие, о котором авторы некоторых обращений мечтали многие годы — на проспекте Независимости в Минске появились знаки, запрещающие движение мотоциклов с 21-00 до 6-00. Это не первое такое ограничение в стране, раньше проезд байкеров по центру города ограничивали и в других областных центрах, но ужесточение правил в столице многие восприняли как общий вектор отношения к проблеме со стороны правительства.

В комментариях к этой новости мы увидели не только одобрение читателей, но и возмущение байкеров, которые уверены, что их права ущемлены, а борьба с любителями громкой езды превратилась в «охоту на ведьм», от которой страдают абсолютно законопослушные и внимательные к окружающим водители мотоциклов.

Сегодня мы поговорим с одним из представителей мотосообщества, который при этом является активным пользователем нашего портала, внимательно отслеживает тему мотоциклов и старается популяризировать культуру правильно вождения. Знакомьтесь: Матвей, стаж за рулем байка — почти десять лет.

— Вначале беседы выясним, откуда вообще появляется этот грохот. Ведь есть мотоциклы, которые ездят достаточно тихо, чуть громче машины….

— Для того что бы разобраться в теме, важно помнить, что есть несколько основных классов мотоциклов, которые можно увидеть в городе, среди которых я бы выделил самые популярные: круизеры спортивные и классические. 

Для части любителей круизеров мотоциклов громко ревущий двигатель — это показатель крутости. Они рассказывают, что в этом случае у мотоцикла есть определенная вибрация, максимально приятная для того, кто сидит на мотоцикле. Доходит до того, что напрямую заявляют, что при «правильной» вибрации женщина-пассажир может достигнуть оргазма.

Здесь надо отметить, что некоторые производители специально создают мотоциклы, которые «рычат» и «ревут». То есть, уже сойдя с конвейера, они очень шумные. Но чаще, сами байкеры устанавливают специальные резонаторы, усиливающие звук выхлопа. Причем, важно отметить, подобные системы могут стоить довольно дорого….

— Я правильно понимаю, что байкеры тратят немалые деньги на то, что бы сделать свой мотоцикл абсолютно непригодным для езды в городе?

— Получается, что так. Но, конечно, с их точки зрения, он наоборот максимально классным становится…

— А что с спортивными и классическими мотоциклами?

— Как и большинство любых других мотоциклов, они шумят больше чем обычные автомобили. Но это можно контролировать. По-настоящему сильный шум начинается, когда обороты двигателя «откручивают» ближе к одиннадцати тысячам, если же ехать на малых и средних оборотах (чего вполне достаточно для передвижения по улицам города), то ты не так уже и сильно шумишь.

Мало того, добрая половина владельцев спортивных и классических мотоциклов делают специальные «прямотоки», что бы их байки шумели еще больше. Получается, что и они намеренно понижают класс звукопоглощения байка.

— Как ты относишься к такому «тюнингу»?

— Крайне отрицательно. Потому что я тоже житель города, мне хочется спать ночью. Когда по твоей улице проезжают в темное время суток такие вот «любители вибраций», заснуть невозможно.

— Есть ли хоть какие-то аргументы, помимо «мне нравится», в пользу громкого мотоцикла? Доводы, которые рядовым водителям и жителям города неочевидны?

— Одним из немногих таких доводов можно считать заявление о том, что громкий мотоцикл лучше виден водителями автомобилей на дороге. Так называемая «пассивная безопасность». Мол, когда байк ревет, автомобилист внимательнее оглядывается по сторонам и мотоциклы реже попадают в аварии из-за того, что их не заметили.

Я считаю, что это — очень слабый аргумент. На мой взгляд, каждый мотоциклист должен быть всегда вдвойне внимательным: думать не только за себя, но и за водителя машины, находящего рядом и даже не включающего «поворотники» при перестроении, или пешехода, который выскакивает на дорогу, не оглядываясь.

— Ты видел петиции, которые создают люди в связи с шумом, который создают мотоциклы. Как правило, предлагаются достаточно радикальные меры, например — ограничение движения мотоциклов в городе. Судя по всему, чиновники услышали претензии горожан, и такие ограничения начинают вводить все чаще. Как думаешь, сработает?

— Идея с тем, чтобы перекрывать движение в городе для мотоциклов, мне очень не нравится. Ведь получается, что из-за неадекватного поведения единиц страдает большинство. Точно так же можно ограничить передвижение автомобилей в городе, ведь некоторые водители позволяют себе управлять транспортным средством в пьяном виде, и порой это заканчивается гибелью людей…

Думаю, что проблема заключается в том, что для того, чтобы навести порядок нормальными (не запретительными) мерами, требуется приложить много усилий. Мотосообщество надо, если хотите, отчасти перевоспитать. И после этого вы получите адекватных, ответственных за свои поступки водителей байков. Но ведь проще, не разбираясь, запретить.

Какое-то время я жил в Могилеве. Там уже достаточно давно запретили передвижение мотоциклов в центре города. И как раз в центре находится единственная в городе работающая круглосуточно аптека. Я не мог туда попасть, когда была необходимость, и считаю это несправедливым. Если подобное начнет происходить в каждом городе страны после нескольких жалоб местных жителей, у нас может начаться «охота на ведьм»…

— Какие меры, на твой взгляд, изменили бы ситуацию?

— Конкретно в Минске, помимо мотоциклов, нередко шумят и автомобили. Это и спортивные автомобили, которые при быстром увеличении оборотов двигателя звучат как спортивные мотоциклы, еще есть старые гоночные автомобили, в которых намеренно делают «прямотоки», чтобы они «модно» звучали.

И если уж бороться с шумным транспортом, то не только с мотоциклами. Для этого было бы разумно ввести систему штрафов. Причем не формальную, а ту, которая реально действует. Я уверен, что это возможно, было бы желание. Ведь проверяется уровень тонировки окон в автомобилях, для этого нашлась технологическая база. Необходим портативный  прибор для измерения громкости звука: превысил нормативы — плати штраф!

Еще один важный момент. Когда я привозил свой мотоцикл из Евросоюза, получал свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Без этих бумаг я просто не смог бы поставить свой байк на учет в Беларуси. Я думаю, что эффективной мерой было бы ограничить ввоз мотоциклов, которые сделаны очень шумными самим заводом-изготовителем. Это автоматически отфильтрует часть из них.

Очевидным кажется третье решение — обязательно замерять уровень шума мотоцикла (да и автомобиля!) при регулярном техосмотре. Этого будет достаточно, чтобы большинство байкеров отказались от кустарной модернизации своих байков.

Если высказанные выше идеи получится внедрить, концепцию звуковой гигиены можно будет расширять. Например, вводить на самых проблемных перекрестках «звуковые» камеры, фиксирующие нарушителей уровня шума.

— И все же, вероятно, запрет на проезд мотоциклов в центре города можно считать первым шагом, началом диалога, обозначающим значимость проблемы. Вы так не считаете?

— Ни в коем случае. Я уверен, что такого рода ограничения ни к чему хорошему не приведут, а только усугубят проблему. Ведь она не исчезла, а теперь будет лишь «размазана» по всему городу. Если раньше гоняли с «перегазовками» только в центре, то теперь будут по всем его окраинам.

В том же Могилеве, после запрета на проезд в центре, мотоциклисты начали объезжать его по частному сектору и окрестным «спальникам». От перемены мест слагаемых результат не поменялся. По сути, сделанное — только для галочки. Разве это правильно?

Читать далее: