PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1241
08 декабря 2017

Остановить строительство завода ОАО "Амкодор" в Колодищах. Предоставить экологическую информацию общественности. Провести проверку нарушений.

ОАО «Амкодор» планирует строительство завода в Колодищах по выпуску 6000 спецмашин в год. Руководство скрывает экологическую информацию от общественности. Намеренно и существенно занижает параметры производства для прохождения экологической экспертизы.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ, ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОБРАЩАЕМСЯ К АЛЕКСАНДРУ ЛУКАШЕНКО, КАК К ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА, ГАРАНТУ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 79 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Настоящим информируем Главу государства о нарушении наших конституционных прав.

Заявляем, что местные органы управления и самоуправления игнорируют положения Конституции и совершают действия, направленные на сокрытие информации от общественности, на манипулирование общественным мнением, на ухудшение окружающей среды, систематически создают и провоцируют градостроительные и социальные конфликты, продвигают и всячески защищают интересы ОАО «Амкодор» – управляющая компания холдинга» (далее – ОАО «Амкодор»), игнорируют мнение местных жителей, прикрываясь словами о соблюдении при этом государственных интересов и принятых решений Президента Республики Беларусь.

1. ИГНОРИРОВАНИЕ МНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ

Минским районным исполнительным комитетом в период времени с 11 апреля 2017 года по 05 мая 2017 года было проведено общественное обсуждение проекта «Строительство завода по выпуску спецмашин с реконструкцией действующего производства в п.у. Колодищи Минского района» (далее – объект), заказчик строительства – ОАО «Амкодор» в форме работы комиссии.

Аудиозапись общественных обсуждений общей продолжительностью 01:47:01 доступна в сети Интернет по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=rCFKHUvawus

На момент проведения общественного обсуждения уже были приняты решения о разрешении ОАО «Амкодор» проведения проектно-изыскательских работ по объекту, выдано поручение о подготовке ОАО «Амкодор» земельно-кадастровой документации для работы комиссии по выбору земельных участков, согласованы (в том числе Президентом Республики Беларусь) и утверждены акты выбора места размещения земельных участков с правом вырубки леса, разработана проектная документация по объекту.

Таким образом, заинтересованная общественность (жители пос. Колодищи, владельцы земельных участков и садовых домиков в прилегающих садоводческих товариществах) была информирована о планируемой строительной деятельности на стадии, когда ее прекращение из-за негативной оценки общественности связано с финансовыми потерями заказчика ОАО «Амкодор» и репутационными рисками местных органов управления и самоуправления. Местные органы управления и самоуправления последовательно игнорируют нарушения законодательства и интересы граждан, не признают доводов и аргументов заинтересованной общественности, что подтверждается многочисленными ответами на жалобы с утверждениями об отсутствии нарушения прав и законных интересов граждан.

2. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ, ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Нарушение участия общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды.

Действия заказчика строительства ОАО «Амкодор» и местных органов самоуправления и управления по представлению проекта на общественное обсуждение ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ о его реализации, противоречат Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726 «Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (далее – Конвенция).

2.2. Ненадлежащее информирование общественности.

Информирование об общественных обсуждениях в газете “Прысталічча” не отвечает критериям надлежащего информирования, определенных Конвенцией. Информирование не является адекватным, поскольку количество заинтересованной общественности (жителей поселка, владельцев земельных участков и недвижимости) многократно превышает тираж газеты “Прысталічча” в чуть более 3000 экземпляров, которая распространяется среди государственных учреждений и не пользуется спросом у местного населения.

2.3. Не принятие замечаний и предложений граждан.

Замечания и предложения по проекту 1012 граждан, отправленные по почте 05 мая 2017 года (в последний день общественных обсуждений), Минским райисполкомом, организатором общественных обсуждений, не были учтены и отображены в протоколе либо дополнениях к нему. Несмотря на то, что в ходе общественных обсуждений представитель Минского райисполкома публично обещал их учесть и отобразить (1:42:38 минута аудиозаписи).

Многочисленные нарушения процедуры общественных обсуждений были подробно описаны в соответствующей жалобе в компетентные органы. Доводы, изложенные в жалобе, Комитетом государственного контроля по Минской области были признаны частично обоснованными (согласно ответа №010/6505/1 от 01 августа 2017 года), однако не привели к сколько-нибудь значимому результату.

2.4. Не предоставление информации общественности.

Общественности не был представлен экологический паспорт объекта, проект санитарно-защитной зоны всего объекта с оценкой риска его воздействия на здоровье населения, не был представлен таксационный план, содержащий сведения о существующем балансе объектов растительного мира на участке объекта строительства, не была представлена актуальная и достоверная информация о планируемых выбросах вредных веществ. В процессе общественных обсуждений проектировщик подтверждает, что экологическая информация отсутствует, поскольку она случайно забыла приложить ее к экологической документации (00:43:31 минута аудиозаписи).

В период времени с мая по настоящий момент заинтересованная общественность не может получить экологическую информацию, относящуюся к объекту строительства.

На протяжении всего времени (около 5 раз) представители общественности приходили в отдел архитектуры Минского района, чтобы ознакомиться с Генеральным планом Колодищ, где главный архитектор Минского района Воравко Р.И. с запретом копирования и фотографирования из раза в раз предоставлял один и тот же разрозненный комплект копий документов без надлежащего заверения, в которых отсутствовали регламенты (режимы градостроительного использования территории).

Личный прием у председателя Минского райисполкома Ярмоша П.А. по этому вопросу, несмотря на указание предоставить информацию представителям общественности, результата не принес, указание не исполнено.

Представители заинтересованной общественности обращались в органы местного управления, заказчику строительства ОАО «Амкодор», Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды Управления государственной экологической экспертизы, ОАО «БЕЛКОМПЛЕКСПРОЕКТ», УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» по вопросу предоставления экологической информации.

Все вышеперечисленные организации в той или иной форме отказали в выдаче экологической информации о проекте, о регламентах застройки в месте размещения объекта.

Жалобы в прокуратуру Минска и прокуратуру Минского района Минской области на действия организаций по существу не рассмотрены.

3. МАНИПУЛЯЦИИ ЗАКАЗЧИКА С ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В ходе общественных обсуждений было заявлено о планируемом выпуске от 6 000 до 12 000 единиц автопогрузчиков в год, а также до 16 000 комплектующих к ним, неочищенных выбросах в 71 тонну вредных веществ в год и санитарно-защитной зоне предприятия (СЗЗ) в 100 метров. После окончания общественных обсуждений 05 мая 2017 года проектной организацией «Белпромстройпроект» досылался документ, в котором была указана уже цифра в 127 тонны неочищенных выбросов в год.

Однако позднее, с учетом информации об отказе ОАО «Амкодор» в выдаче положительного экологического заключения по объекту, заказчик строительства в письме директору РУП «Научно-практический центр гигиены» Сычику С.Н. от 29 августа 2017 года просит внести изменения в ранее выполненный проект санитарно-защитной зоны по объекту и отчет оценки риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в связи с изменениями во времени работы отдельных источников выбросов.

Мы считаем, что значительное снижение времени работы источников выбросов ОАО «Амкодор» (станков, стендов и т.п.) до 1-4 часов в день направлено исключительно на приведение количества выбросов в соответствие с нормативами для успешного прохождения государственной экологической экспертизы и не соответствуют действительным намерениям заказчика. И это при том, что завод планирует работу в 2 смены, а количество сотрудников – более 1300.

Согласно имеющейся информации на сегодняшний день количество неочищенных вредных выбросов в экологическом паспорте было изменено и на момент прохождения государственной экологической экспертизы составило 132 тонны в год. Однако возникает вопрос, почему при снижении времени работы восьми источников выбросов количество вредных выбросов не снизилось, а наоборот увеличилось.

4. НАРУШЕНИЕ РЕГЛАМЕНТОВ ЗАСТРОЙКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

Акты выбора места размещения земельных участков ОАО «Амкодор» площадью 3,1287 га (для строительства прудов-испарителей с подъездной автодорогой и ливневой канализацией) и 1,9290 га (для строительства производства по выпуску спецмашин) были выданы под условиями проведения общественных обсуждений по проекту и внесения изменения в генеральный план пос. Колодищи.

По информации Минского райисполкома (согласно ответу №2-21/497 от 04 августа 2017 года), в настоящее время корректировка генерального плана аг. Колодищи не ведется.

По информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (согласно ответу №01-1-15/п-1120 от 18 августа 2017 года), территория ОАО «Амкодор» в пределах зарегистрированного земельного участка находится на территории коммунально-складской застройки поселений. В соответствии с системой регламентов застройки производственных зон генерального плана г. Минска, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь №165 от 23 апреля 2003 года «Об утверждении генерального плана г. Минска и некоторых вопросах его реализации»,в коммунально-складской зоне допускается размещать предприятия низкой структурообразующей значимости, а именно предприятия транспортного и бытового обслуживания населения, гаражи-стоянки, предприятия торговли и тому подобные объекты, связанные с непосредственным повседневным обслуживанием населения.

Заявленное производство ОАО «Амкодор» относится к предприятиям высокой структурообразующей значимости.

Таким образом, размещение объекта ОАО «Амкодор» нарушает положения генерального плана города Минска, положения генерального плана аг. Колодищи (в части размещения в зоне отдыха производства), что в совокупности с невыполнением условий предварительного согласования места размещения объекта (проведение общественного обсуждения и изменение в генеральный план аг. Колодищи) является основанием для отказа в предоставлении дополнительных земельных участков.

В соответствии с генеральным планом пос. Колодищи размещение производств ограничено предприятиями не выше IV-V классов опасности. Класс опасности проектируемого объекта в имеющейся документации не указан, что также не позволяет соотнести размещаемое производство с положениями генерального плана.

В ходе общественных обсуждений заместитель главного инженера проектной организации «Белпромстройпроект» доложил, что расстояние от планируемого предприятия до жилых домов составляет 150 метров. Однако всего в 95 метрах от объекта расположено садовое товарищество «Трактор», в котором насчитывается 860 участков. Территория коммунально-складской застройки, в которой размещено предприятие ОАО «Амкодор», вплотную примыкает к участкам садового товарищества, санитарный разрыв отсутствует, хотя должен составлять 300 метров. Участки выдавались работникам ОАО «МТЗ» для оздоровления, выращивание плодовых, овощных культур. Мы опасаемся, что предприятие будет оказывать негативное влияние на здоровье людей, среди которых много детей и пенсионеров. А также, что продукция, выращиваемая на приусадебных участках и территории садовых товариществ, станет опасной для здоровья. Поэтому особенно важно, чтобы к садовым участкам примыкали только экологически безопасные предприятия.

Стоит также отметить, что в 1,5 км от планируемого производства расположен единственный в Беларуси специализированный Республиканский научно-практический центр медицинской реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями.

5. СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

По данным из открытых источников строительство транспортной и частично инженерной инфраструктуры для частного предприятия ОАО «Амкодор» осуществляется за счет средств гос. бюджета.

Так, строительство газопровода высокого давления 1-ой категории от действующего кольцевого газопровода в районе «Уручье», а также необходимость реконструкции существующей улицы Минская (1,7 км) в аг. Колодищи с расширением проезжей части до 3-4 полос с вырубкой деревьев (171 шт.), связаны исключительно с планируемыми потребностями ОАО «Амкодор», а не отвечают потребностям жителей аг. Колодищи. Финансирование вышеуказанных объектов осуществляется за бюджетные денежные средства, что не соответствует интересам граждан, государства, поскольку создает необоснованные преимущества ОАО «Амкодор» в осуществлении строительной деятельности, ухудшает экологические характеристики проживания граждан.

6. НАРУШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ И ПОЛОЖЕНИЯМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОГИ

В настоящее время дорога по улице Минской перегружена. Дорога вплотную примыкает к единственным в поселке школе, поликлинике и детскому саду, а также жилым домам, скорость движения ограничена до 40 км/час. Вместо того, чтобы разгрузить дорогу, её собираются дополнительно нагрузить. Только численность работающих согласно экологическому паспорту (17/13 01.00 ПЗ лист 52) составит 1350 человек (2 смены), которые будут ежедневно добираться на автомобилях, либо доставляться на транспорте на предприятие. И это без учета грузоперевозок. Грузопоток значительно увеличится и составит более 100 000 тонн в год (и это грузопоток только одного предприятия ОАО «Амкодор»), поскольку все сырье, комплектующие и готовая продукция будут доставляться и вывозиться исключительно автотранспортом.

Согласно утвержденного в 2012 г. генерального плана аг. Колодищи Минского района (объект 19-2008 МОУП «Проектно-производственное архитектурно-производственное бюро») дорога в коммунально-складскую зону, в которой расположен объект, запроектирована с северной стороны железной дороги, а не по улице Минской.

Согласно п.4.7 ТКП 45-3.03-19-2006 «Автомобильные дороги» и п.14.4.1 ТКП 45-2.04-154-2009 «Защита от шума» автомобильные дороги грузового движения следует проектировать в обход населённых пунктов.

Таким образом, расширение улицы Минской и превращение ее в транспортную связь с коммунально-складской зоной противоречит положениям генерального плана пос. Колодищи и техническим актам.

КУП «Минскоблдорстрой» - «Облдорпроект» выполняет проект «Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд от а/д Н-9031 Колодищи-Заславль в с/т «Трактор» км 0,088 – км 1,816 (ул. Минская) Минского района». Следует отметить неверное определение вида работ в отношении проектируемой улицы как «капитальный ремонт» вместо «реконструкции», поскольку в результате улица расширяется и увеличивается ее пропускная способность. В соответствии с п.3.3.9, п.3.3.4 ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (изм. 1-4), расширение дороги и увеличение ее пропускной способности является реконструкцией.

Наконец, аг. Колодищи расположен в серединной зоне, составляющей ближайший пригород Минска. Согласно Указа Президента Республики Беларусь № 13 от 18 января 2016 года «Об утверждении схем комплексной территориальной организации областей и генеральных планов городов-спутников», срединная зона рассматривается в качестве резервной для дальнейшего размещения жизненно необходимых городских функций г. Минска, преимущественно рекреационного и природоохранного характера. Она в наибольшей степени соответствует городскому образу жизни. С этой же целью дано указание ограничить развитие производственной застройки, допуская размещение лишь обслуживающих, экологически безопасных предприятий малого и среднего бизнеса, связанных с экономикой г. Минска. А также ограничить вплоть до запрещения размещение в серединной зоне объектов, привлекающих значительные транспортные потоки. В будущем такие объекты размещать только с внешней стороны второго транспортного кольца.

7. ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПО НЕМУ

Заказчику строительства были согласованы дополнительные земельные участки, в том числе земельный участок площадью 3,1287 га (для строительства прудов-испарителей с подъездной автодорогой и ливневой канализацией), занятый лесами 1 группы, выполняющий защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, являющийся в том числе зоной отдыха граждан. В результате строительства будет вырублено 8344 дерева.

Следует отметить, что указанный участок леса представлен сосновыми насаждениями, в основном мшистого типа, относящимися к лесам 1 группы, с заметным участием широколиственных пород, на территории которого выявлена крупная популяция видов, включенных в Красную книгу Республики Беларусь и охраняемых в Европе, а также видов, включенных в список профилактической охраны Красной книги Республики Беларусь.

В заключении о результатах ботанического обследования по объекту, утвержденному 23 ноября 2017 года директором Государственного научного учреждения «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси» Пугачевским А.В. указано на целесообразность сохранения данного лесного массива, который является важным элементом для сохранения биологического разнообразия природного комплекса заказника «Юхновский» и прилегающих территорий.

Аналогичная позиция изложена в письме Государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной Академии наук Беларуси по биоресурсам» от 11 декабря 2017 года №250-01/1695. В письме указано об изоляционном барьере для расселения наземных животных при вырубке 3,18 га леса под пруды-испарители и негативных последствиях, связанных с этим: утратой потенциала животного мира, обитающего на данной территории на длительный период в том числе и из-за накопления загрязняющих веществ в связи с дренирующим эффектом очистных сооружений.

В соответствии со статьей 7 Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» №399-З от 18 июля 2016 года процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является обязательной в случае размещения объекта в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.

Данное обстоятельство является основанием для разработки ОВОС и представления его на общественные обсуждения. Поскольку ОВОС по проекту не разработан, и не представлен общественности для обсуждения, дальнейшее движение проекта исключается, а выданные экспертные заключения по нему подлежат отмене.

8. НЕОБОСНОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ЛЕСНОГО МАССИВА ПОД ЗАСТРОЙКУ

На земельном участке, занятом лесом, запроектированы два пруда-испарителя с дренирующим эффектом размером 150х100 метров каждый, площадью 1,5 га.

Параметры и количество прудов-испарителей с дренирующим эффектом, их устройство без применения противофильтрационной защиты откосов и днищ, исключающих загрязнение почв, грунтов и подземных вод не обоснованы, ссылки на технические кодексы сделаны для вида. Проектом не были предусмотрены мероприятия по предотвращению подтопления и заболачивания. Также не были оценены риски размещения прудов-испарителей с дренирующим эффектом с учетом положений проекта о профильтровании 78 750 м3/год дождевых стоков в непосредственной близости к железной дороге. Также проектом не обосновано проектирование открытой системы дождевой канализации, а не закрытой, в соответствии с требованиями ТКП.

На протяжении общественных обсуждений речь шла о прудах-испарителях без каких-либо эффектов (00:04:59 минута аудиозаписи). В заключительной же документации речь идет уже о прудах-испарителях с дренирующим (фильтрующим) эффектом.

В довершение ко всему, размещение прудов-испарителей с дренирующим эффектом запроектировано в 3-м поясе зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения, в санитарно-защитной зоне водозаборной скважины КИЗ «МТЗ».

С учетом отсутствия обоснования в проекте необходимости размещения прудов-испарителей вместо леса, следует отказаться от их размещения из-за надуманности проекта в этой части.

В ходе общественных обсуждений заместитель генерального директора по строительству ОАО «Амкодор» Радоман С.Н. подтвердил трудности проектирования и дальнейшего функционирования предприятия в аг. Колодищи. Вот его слова: «…проще построить в чистом поле, чем привязываться к тем корпусам, которые сейчас есть, это сложно, не получается и логистика нормально…» (00:25:08 минута аудиозаписи).

Строительство объекта ОАО «Амкодор» среди плотной жилой застройки значительно ухудшит экологические параметры проживания, а также вызовет необратимую утрату ценных экосистем, что не допустимо.

Поскольку местная власть, заказчик строительства, иные организации продемонстрировали свою неспособность и/или нежелание соблюдать права граждан,

ПРОСИМ:

1. Провести проверку по фактам, изложенным в настоящем обращении;

2. Восстановить законность по вопросам предоставления экологической информации;

3. Предпринять меры по прекращению дальнейшего проектирования и строительства объекта «Строительство завода по выпуску спецмашин с реконструкцией действующего производства в п.у. Колодищи Минского района»;

4. Предпринять меры по приведению производства в промышленном узле Колодищи в соответствии с параметрами генерального плана гор. Минска;

4.1. Предпринять меры по прекращению дальнейшего согласования земель, занятых лесом, под застройку на территории Колодищанского сельсовета Минского района;

4.2. Предпринять меры по прекращению бюджетного финансирования потребностей частного предприятия ОАО «Амкодор» в строительстве инженерной и транспортной инфраструктуре;

4.3. Принять меры по охране растений из «Красной книги» на землях, занятых лесом.

5. Отменить согласование актов выбора дополнительных земельных участков ОАО «Амкодор» в Колодищах.

6. Предпринять меры по перепрофилированию производства ОАО «Амкодор» в аг. Колодищи в экологически безопасное.

Читать далее: