Декриминализировать оборот малых количеств контролируемых веществ
получен
Адресаты:
- Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- 2 ответа. Последний получен 19 октября 2018. Читать ответ
Коллективное обращение о необходимости законодательной реформы регулирования оборота наркотических веществ в Республике Беларусь
С 2013 года в Республике Беларусь за незаконный оборот наркотических веществ [1] было осуждено 15069 человек. Большинство осужденных — это молодые люди, хранившие и употреблявшие психоактивные вещества сами или в компании друзей. В среднем таких людей лишают свободы сроком на 8 лет, что равносильно наказанию за убийство или изнасилование. На сегодняшний день законодательство Республики Беларусь в сфере незаконного оборота психоактивных веществ является одним из самых строгих и антигуманных в мире.
Действующее уголовное законодательство в сфере незаконного оборота наркотических веществ не соответствует нормам и стандартам Содружества Независимых Государств. Согласно ст. 20 Устава СНГ государства-члены осуществляют сотрудничество в области права и способствуют сближению национального законодательства. С целью унификации норм права стран-участниц СНГ принимаются модельные кодексы. Согласно ст. 199 Модельного Уголовного Кодекса стран-участниц СНГ (далее — модельный кодекс), незаконный сбыт наркотических средств приравнивается к преступлению средней тяжести, в то же время в соответствии со ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК РБ) те же преступления считаются тяжкими или особо тяжкими. Хранение наркотических средств без цели сбыта не отражено в модельном кодексе как преступление в принципе. Таким образом УК РБ вступает в расхождение с модельным кодексом и ухудшает положение осуждённых по ст. 328 УК РБ.
Подавляющее большинство стран-участниц СНГ, в частности, Россия, Украина и Казахстан имеют разграничение мер уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических веществ в зависимости от их объема. В законодательстве указанных стран существуют понятия незначительного, значительного, крупного и особо крупного размера наркотического вещества, которые являются одним из ключевых факторов при назначении наказания. При этом законодательством не предусматривается уголовная ответственность за хранение наркотических веществ в незначительном размере. На сегодняшний день Республика Беларусь — единственная страна в СНГ, где за оборот наркотических веществ даже в незначительном размере человека могут лишить свободы на 5 лет.
Согласно докладу глобальной Комиссии ООН по вопросам наркополитики за июнь 2011 репрессивные меры в отношении наркопотребителей и мелких торговцев не ведут к уменьшению незаконного рынка наркотиков и не решает проблему наркозависимости. Борьбу следует направить против криминальных структур и насильственных преступлений, а к наркозависимым стоит относиться как к людям, нуждающимся в психологической помощи, заниматься их лечением, а не изолировать в тюрьме. Именно благодаря такой наркополитике многие европейские страны, такие как Португалия, Швейцария и Швеция, смогли сократить количество наркозависимых и уменьшить незаконный рынок наркотических средств вдвое.
Согласно ст. 3 УК РБ, к принципам уголовной ответственности относят справедливость и гуманизм. Часть 6 ст. 3 УК РБ гласит, что наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. В части 7 той же статьи указывается, что лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления.
Нынешние меры уголовной ответственности за хранение и бытовое распространение наркотических средств являются несправедливыми и не соответствуют той степени общественной опасности, которая предусматривает столь значительные сроки. Длительное пребывание лица в местах лишения свободы отрывает человека от общества, может стимулировать дальнейшую преступную деятельность и не решает психологическую проблему с наркозависимостью.
На основании изложенного, считаем необходимым:
1. Внести в преамбулу раздела 29 УК РБ понятие «Действия в сфере незаконного оборота наркотиков в значительном, крупном и особо крупном размере»
2. Принять соответствующие изменения в действующий перечень наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
3. Исключить уголовную ответственность из ст. 328 УК РБ за действия по сбыту, хранению, изготовлению и переработке наркотических средств в незначительном размере
4. Исключить необоснованную практику привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств в незначительном размере путем принятия соответствующих изменений в законодательстве
5. Разграничить меры ответственности в ст. 328 УК РБ за сбыт в значительном, крупном и особо крупном размере. Сделать наказания справедливыми и соизмеримыми характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.
[1] Под наркотическими веществами понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Читать далее:
-
Добавить дополнительную секцию "поворот налево" на перекрестке Лещинского/Притыцкого
-
Предложение жителей построить бассейн, а не инвестора желающего возвести 7-ми этажный бизнес-центр
-
Безопасный вход в метро!
-
Борьба с коррупцией: раунд 2
-
Исключить статью о "Незаконной предпринимательской деятельности"
-
Мужчынскі дзень - не 23 лютага