О несовершенстве Закона "О занятости населения Республики Беларусь"
получен
Адресаты:
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
- Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- 2 ответа. Последний получен 16 сентября 2019. Читать ответ
Мы, нижеподписавшиеся, считаем, что Закон "О занятости населения Республики Беларусь" (далее - Закон) в нынешнем виде морально устаревший и неактуальный. Более логичное его название полагаем "О походах на пустые отметки в отделы трудоустройства".
В подавляющем большинстве случаев сотрудникам отделов трудоустройства до безработных нет вообще никакого дела. Главное - сунуть первую попавшуюся вакансию, даже если безработный говорит, что та или иная работа для него категорически неприемлема по тем или иным причинам.
Чуть что - в ответ звучат избитые и заученные наизусть слова по Закону "О занятости населения Республики Беларусь....
Очень хорошо манипулировать Законом, по которому у безработных обязанностей столько, словно им выплачивается пособие в 10 базовых величин, а то и в 20 базовых величин, а не в жалкую 1 базовую величину.
А вот по этому же самому Закону у сотрудников отделов трудоустройства обязанностей либо нет вообще, либо они настолько ничтожны и малы, что непонятны и незаметны обычным безработным.
То, что прописано в Законе о занятости населения, или же в Декрете №3 "О содействии занятости населения", хорошо, если выполняется на каких 10%.
В частности, совсем не удивляют следующие вещи:
1) Согласно пп.2.3. п.2 Декрета № 3 "О содействии занятости населения", местные исполнительные и распорядительные органы содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие
места.
Как бы логично предположить, что речь идёт про любые, имеющиеся вакансии, независимо от формы собственности и наличия / отсутствия той или иной вакансии в базе данных государственной службы занятости.
Но не всё так просто. Нет той или иной организации в базе данных государственной службы занятости - крутись как хочешь, тебе уже никто из местных органов власти никакого содействия в трудоустройстве не окажет.
Мало того, даже если та или иная организация (например, ресторан) имеется в банке данных государственной службы занятости, но необходимо для трудоустройства получить санитарную справку (ранее называлась санкнижка), то как выяснилось в ходе "прямой линии" в субботу, 20.07.2019 в Комитете по труду, и как же подтвердилось 25.07.2019 на личном приёме в отделе трудоустройства № 3 Минска, медкомиссия зарегистрированным безработным оплачивается лишь в поликлинике по месту жительства. А вот если содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие
места спецмедосмотров, то крутись сам, как хочешь. Кроме невнятного и невразумительного "потому что так по Закону о занятости" ответа получено не было, чем же осмотр врачом в поликлинике по месту жительства отличается от осмотра врача в КУП "24-ая городская поликлиника спецмедосмотров". "Там есть платные анализы" - звучало из уст чиновницы Комитета по труду по телефону, словно осмотры в поликлиниках по месту жительства исключительно бесплатные и не стоят вообще никаких денег.
Таким образом, даже тут создаётся масса препятствий безработным для улучшения их ситуации на рынке труда (наверное никому не надо объяснять, что в тот же ресторан или продуктовый магазин, склад, и т.п. нанимателю выгоднее взять работника сразу с полным пакетом документов, в том числе и актуальной санитарной справкой, чем ждать, пока тот или иной работник будет всё это проходить неделю, если не более, ибо некоторые анализы за 1-2 дня не делаются).
По аналогии можно сравнить как заканчивающий колледж студент ищет себе место по рабочей специальности - "ну вы знаете, я там через месяц экзамены сдам, диплом получу, можете меня уже сейчас оформлять".
Смешно, ибо нанимателю лучше сразу взять кого-то другого с "корочкой", а не ждать "кота в мешке с мутными обещаниями".
2) Также в Декрете №3 "О содействии занятости населения" в том же пп2.4. п2. имеются слова: местные исполнительные и распорядительные органы используют индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда.
В классическом понимании подразумеваются какие инвалиды под не способными на равных конкурировать на рынке труда. Но всё же будем смотреть правде в глаза: далеко не единичные случаи, когда даже фактических инвалидов детства с неизлечимыми заболеваниями медработник " оздоровили", лишив группы, и написав тонну запретов по труду, "потому что диагноз такой". Такие лица тоже не могут на равных со здоровыми конкурировать на рынке труда. Как таким лицам во многих случаях устраивают "индивидуальный поход", известно:
а) предоставляют направление на липовую вакансию (на которую никто и не требуется, а наниматель с порога, увидев безработного с направлением от отдела трудоустройства, спрашивает "вам отметку поставить"?)
Смысл наличия таких вакансий до конца не понятен, многие сходятся во мнении, что эти липовые вакансии лишь для того, чтобы не сокращать те или иные единицы штата, и "за отсутствующих" доплачивать уже работающим и выполняющим работу, так сказать, "сверх нормы" (больше ставки).
б) предоставляют направление на вакансию, на которую не годен по заключению медиков (хотя клятвенно заверяется отделом трудоустройства, что всё с нанимателем согласовано, и работа якобы "без профвредностей", что на самом деле не соответствует действительности).
в) в направлении, которое якобы "согласовано с нанимателем" (наверное согласовано = должно быть утверждено по смыслу) нанимателем ставится отметка "конкурсный отбор". То есть ещё непонятно, подойдёшь ли нанимателю или нет.
г) предлагается изначально неприемлемая для того или иного работника работа, но, опять же, "подходящая по закону о занятости".
3) На таком огромном пробеле Закона о занятости, как "подходящая работа", нужно остановиться отдельным пунктом, ибо извращено в Законе всё до такой степени, что "при перерыве более года подходящей считается любая работа, по которой безработный годен по медкомиссии".
Получается, если, к примеру, академик или учёный, с кучей заслуг и званий, достижений, по каким-либо семейным обстоятельствам (тяжёлая болезнь кого-то из родных, необходимость постоянного ухода) прервал свою трудовую деятельность на год или более, то по несовершенному Закону о занятости населения ему после такого перерыва подходящей будет считаться любая работа, хоть убирать кал за животными в зоопарке.
Может этот пример и "на грани фола", довольно условный, но есть и масса более простых примеров в наш век, когда предприятия сыпятся, как карточные домики, и на поиск хорошей работы может уйти более года.
Вот тот или иной человек толковый специалист в своей, довольно узкой, специализации. Предприятие развалилось, другое такое сложно найти в принципе, а чтобы ещё и с открытой вакансией. Год прошёл, человек может быть даже уже отчаялся и захотел переобучиться, приходит в отдел трудоустройства, а ему отвечают "для тебя подходящее уже и дворы мести, вон сколько вакансий дворников". Всего-навсего два отказа от такой "подходящей" работы, и выкинут с учёта безработным, лишив тем самым возможности пройти бесплатное переобучение за государственный счёт, как минимум на год.
4) Ну и последних два огромных пробела в Законе о занятости населения в нынешнем виде - это пособие по безработице и бюрократия в виде карточки для отметок в самостоятельном поиске работы.
Пособие по безработице почему-то выплачивается, как зарплата, месяцем позднее (ну или как минимум на 2 недели позднее даты регистрации, но уж точно никак не сразу). А вот направление на собеседование к нанимателю выдаётся уже на первом приёме, как и карточка для отметок о самостоятельном поиске работы.
Опять же, почему-то по мнению депутатов, принимавших Закон, у всех безработных с собой должны быть огромные пачки денег. А ведь безработный это далеко не всегда тот, кто вчера получил расчёт на прежней работе и имеет определённые финансы на дату регистрации, но и, кроме всего прочего:
а) вышедшие из мест лишения свободы, ЛТП;
б) лица после длительной болезни (а группу медики не дают, ибо экономить бюджет страны надо);
в) также могут быть и неудачно попытавшие счастья за пределами страны (бывали же в СМИ ситуации, когда чуть ли не всем миром на обратную дорогу собирали попавшему в рабство в той или иной стране своему соотечественнику).
Да, в большинстве случаев всё решаемо, если могут помочь родные, если в семьях нормальные отношения. Но бывает ведь и другая сторона медали:
а) родные - как чужие (посторонние быстрее помогут);
б) в той или иной семье каждая копейка на счету, ибо либо доходы очень низкие, либо много человек с теми же болезнями / предпенсионным возрастом / маленькими детьми / без опыта работы - просто никуда не могут устроиться на работу.
в) также не стоит сбрасывать со счетов каких одиноких, детдомовских, и иные категории граждан, то есть у которых просто нет возможности где-то перехватить денег даже на оплату того же проезда в общественном транспорте.
И тут получается парадокс: государство, которое вроде бы заявляется "социально-ориентированным", на самом деле по сути толкает людей если не в криминал, то как минимум на административные правонарушения в виде того же безбилетного проезда!
Хотя всё можно и нужно решить гораздо проще: предоставить бесплатный проезд безработным, либо же изначально, при регистрации, выплачивать первое пособие по безработице. Всё же там не такие огромные деньги, ради которых кто-то будет умышленно становиться - сниматься (да и тем более при снятии за нарушения раньше чем через год всё равно не зарегистрируют, это не то, что сегодня сняли, а завтра по новой пришёл на регистрацию) .
В связи с вышеизложенным, мы, нижеподписавшиеся, просим:
1) Провести существенную корректировку Закона о занятости населения, введя ответственность и для работников отделов трудоустройства за неудовлетворительную работу, необоснованное направление, когда изначально понятно, что тот или иной работник не подойдёт тому или иному нанимателю (по здоровью, возрасту, полу, наличию / отсутствию инвалидности, опыту работы и иным характеристикам);
2) В вопросе содействия занятости населения убрать бюрократические барьеры типа "тот медосмотр не в той поликлинике", "устраиваетесь на работу не из базы государственной службы занятости" и так далее.
Если цель стоит у государства действительно помочь в трудоустройстве - разницы не должно быть, к частную или в государственную организацию, по базе службы занятости, или же нет, устраивается тот или иной безработный.
3) Либо выплачивать пособие по безработице сразу при регистрации, либо же проработать вопрос о введении бесплатного проезда официально зарегистрированных безработных в общественном транспорте, при предъявлении соответствующих документов (карточки безработного).
Читать далее:
-
Отправить в отставку ответственных за запрет "Бессмертного полка" в Витебске
-
Возрождение дворцов, усадеб и иных исторических объектов архитектуры
-
Благоустройство остановки в дер.Новосёлки (Лидский р-н)
-
Спынiць суцэльную высечку лесу ў Беларусi i вываз кругляка за мяжу!
-
Включение этанола (этилового спирта) в список 5 особо опасных наркотиков
-
Прекратить публиковать слабые тексты за подписью «Андрей Муковозчик»