PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4389
05 октября 2020

Гражданин ≠ нарушитель!

Прошу МАРТ провести проверку по фактам нарушения законодательства о рекламе
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

1 октября 2020 года мы, абоненты оператора электросвязи с использованием средств электросвязи стандарта GSM СООО «Мобильные телесистемы», Унитарного предприятия «А1», ЗАО «БЕСТ», получили текстовое сообщение следующего содержания:

«Уважаемый гражданин! Вы установлены как нарушитель порядка проведения массовых мероприятий. Ваши действия зафиксированы посредством фото-видеозаписи. Данные мероприятия организованы лицами, обвиняемыми в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 342 УК РБ. Персонально предупреждаем вас о недопустимости участия в несанкционированных массовых мероприятиях, что влечет ответственность в соответствии с законом. Не допускайте ошибок»

Отправителем данного текстового сообщения указан «MVD», что, вероятно, означает «Министерство внутренних дел Республики Беларусь» (далее – МВД РБ). Данное обстоятельство (сообщение отправлено самим МВД РБ, либо от имени и/или по поручению МВД РБ) также косвенно подтверждается содержанием иных сообщений, ранее полученных мною от данного отправителя.

В соответствии с информацией, опубликованной на интернет-портале onliner.by 1 октября 2020 года https://tech.onliner.by/2020/10/01/grazhdanin-vy-narushitel-belorusy-poluchayut-novye-sms-ot-milicii , пресс-службы двух операторов мобильной связи (УП «А1» и ЗАО «БЕСТ») сообщили, что данные текстовые сообщения рассылались МВД РБ в соответствии с законодательством как социальная реклама, в СООО «Мобильные телесистемы» рекламный статус рассылки не подтвердили, однако также сообщили, что рассылка осуществляется МВД РБ.

Считаю необходимым обратить внимание на следующее.

1. Недобросовестная социальная реклама. В соответствии со статьей 2 Закона РБ «О рекламе» от 10.05.2007 года (далее – Закон) ненадлежащей является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.

В соответствии со статьёй 24 Закона, размещение (распространение) ненадлежащей социальной рекламы, а также социальной рекламы, качество которой признано Межведомственным советом по рекламе ненадлежащим, не допускается.

В случае, если полученное мной текстовое сообщение является социальной рекламой, данная реклама является ненадлежащей социальной рекламой по причине недобросовестности, недостоверности, неэтичности и содержания в ней информации, противоречащей требованиям законодательства, поскольку:

- установление факта совершенного мной правонарушения осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, рассылка текстовых сообщений таковым порядком не является.

- именование меня в качестве «нарушителя» противоречит требованиям законодательства об обязанности доказывать виновность в установленном законодательством порядке: моя виновность в нарушении порядка проведения массовых мероприятий не только не доказана, но отсутствует в принципе.

- информация о моих действиях, зафиксированных посредством фото-видеозаписи, мне лично не подтверждена, данных фото-видеозаписей мне не предоставлено, данными об их существовании, действительности и правомерности ведения фото-видеосъемки (при наличии фото-видеозаписей с моим участием) я не располагаю.

2. Отсутствие моего согласия на получение рассылки. В соответствии со статьей 12 Закона, размещение (распространение) рекламы посредством сотовой подвижной электросвязи допускается только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан по первому требованию абонента или адресата незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы в адрес этого абонента или адресата. Даже в случае, если моё согласие на получение рекламы включено в договор на оказание услуг сотовой подвижной электросвязи, я имею право требовать от оператора связи незамедлительного прекращения размещения (распространения) рекламы в мой адрес. Тем не менее, возможность отказа от рассылки MVD мне не предоставлена.

3. Сроки размещения рекламы. В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке производства и размещения (распространения) социальной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров РБ № 603 от 09.07.2013 года, для размещения (распространения) социальной рекламы государственный орган подает рекламораспространителю заявку в произвольной письменной форме на размещение (распространение) такой рекламы, в которой указывает наименование государственного органа, тематику социальной рекламы и предполагаемые сроки ее размещения (распространения). Заявка подается не позднее чем за один месяц до указанных в ней предполагаемых сроков размещения (распространения) социальной рекламы. Полагаю, данный срок не был соблюден в коммуникации между рекламодателем и рекламораспространителями (операторами мобильной связи).

Поскольку в соответствии со статьей 9 Закона Министерство антимонопольного регулирования и торговли:

- осуществляет контроль в области рекламной деятельности;

- предупреждает факты ненадлежащей рекламы;

- выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

- рассматривает обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;

- направляет материалы о нарушении законодательства о рекламе в местные исполнительные и распорядительные органы для прекращения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в установленных Законом случаях, органы прокуратуры или другие правоохранительные органы,

прошу Министерство антимонопольного регулирования и торговли провести проверку по фактам, изложенным в данном обращении, в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе предпринять все необходимые меры реагирования, предусмотренные законодательством, а также уведомить меня в письменном виде в установленный законодательством срок о результатах рассмотрения моего обращения и предпринятых мерах реагирования.

Читать далее: