Тэхнічныя рэгламенты ЕАЭС, у які ўваходзіць і Беларусь абавязваюць інфармацыю аб таварах і паслугах даводзіць абавязкова па-руску. Калі заканадаўства краін-удзельніц прадугледжвае абавязак выкарыстання і дзяржаўнай мовы, то інфармацыя даводзіцца і на дзяржаўнай, або дзяржаўных мовах.
Зараз ў Беларусі дзейнічае закон “Аб абароне правоў спажыўцоў”, паводле якога інфармацыя аб таварах і паслугах павінна даводзіцца да спажыўцоў па-беларуску або па-руску. Такім чынам, беларускае заканадаўства не прадугледжвае абавязку выкарыстоўваць абедзве дзяржаўныя мовы. Беларусь з’яўляецца адзінай краінай ЕАЭС, што мае дзве дзяржаўныя мовы, адна з якіх руская. Усе іншыя краіны ЕАЭС у сваім нацыянальным заканадаўства маюць патрабаванне выкарыстоўваць пры інфармаванні аб таварах і паслугах дзяржаўную мову. У выніку гэтага склалася такая сітуацыя, што нацыянальныя і замежныя вытворцы выкарыстоўваюць мовы краін ЕАЭС і абавязковую рускую мову, у большасці выпадкаў ігнаруючы беларускую мову і правы беларускамоўных спажыўцоў. Акрамя гэтага, Беларусь адзіная краіна ЕАЭС, нацыянальная мова якой у ЕАЭС не з’яўляецца абавязковай у сферы інфармавання спажыўцоў аб таварах і паслугах і праз гэта амаль не выкарыстоўваецца, што прыніжае краіну як паўнапраўнага суб’екта ЕАЭС.
Каб выправіць гэта, неабходна ўнесці змены ў беларускі закон “Аб абароне правоў спажыўцоў”, паводле якога інфармацыя аб таварах і паслугах павінна ў абавязковым парадку даводзіцца на дзвюх дзяржаўных мовах — беларускай і рускай.
Беларускія прадукты асацыююцца за мяжой з добрай якасцю. Беларуская мова паспяхова падкрэслівае і падштурхоўвае расейскага (казахскага, любога іншага) спажыўца да пакупкі менавіта беларускага тавару. А беларуская мова на ўпакоўцы дадае упэўненасці. што гэта не падробка пад лэйблам Made in Belarus, а сапраўдны аўтэнтычны беларускі прадукт.
==================================================
Технические регламенты ЕАЭС, в который входит и Беларусь обязывают информацию о товарах и услугах доводится обязательно по-русски. Если законодательство стран-участниц предусматривает обязанность использования и государственного языка, то информация даётся и на государственном, или государственных языках.
Сейчас в Беларуси действует закон "О защите прав потребителей", согласно которому информация о товарах и услугах должна доводиться до потребителей по-белорусски или по-русски. Таким образом, белорусское законодательство не предусматривает обязанности использовать оба государственных языка. Беларусь является единственной страной ЕАЭС, которая имеет два государственных языка, один из которых русский. Все другие страны ЕАЭС в своем национальном законодательстве содержат требование использовать при информировании о товарах и услугах государственный язык. В результате этого сложилась такая ситуация, что национальные и иностранные производители используют языки стран ЕАЭС и обязательно русский язык, в большинстве случаев игнорируя белорусский язык и права белорусскоязычных потребителей. Кроме этого, Беларусь единственная страна ЕАЭС, национальный язык которой в ЕАЭС не является обязательным в сфере информирования потребителей о товарах и услугах и по этой причине почти не используется, что снижает престиж страны как полноправного субъекта ЕАЭС.
Чтобы исправить это, необходимо внести изменения в белорусский закон "О защите прав потребителей", согласно которым информация о товарах и услугах должна в обязательном порядке подаваться на двух государственных языках — белорусском и русском.
Белорусские продукты ассоциируются за границей с хорошим качеством. Белорусский язык удачно подчёркивает и подталкивает российского (казахского, любого другого) покупателся к покупке именно белорусского товара. А белорусский язык на упаковке добавляет уверенности, что это не подделка под лейблом made in Belarus.
Хотелось бы отметить, что в странах. где несколько языков — отлично уживаются все языки на упаковках продукции: Швейцария, Бельгия, Канада, Финляндия и некоторые другие.
Количество подписей под петицией:
4423
Еще фотографии Скрыть фотографии
Отобразить документы Скрыть документы
40кБ, добавлено Toxaby, 2017-01-08 20:24:00
В связи с массовыми обращениями по этому вопросу ответ был размещен на сайте Палаты представителей:
Рассмотрев данное предложение, сообщаем, что для определения возможности и целесообразности его реализации необходимо проведение тщательного анализа. В частности, нужно оценить, как дополнительные затраты производителя (поставщика) на нанесение дополнительной маркировки на товар повлияют на конечную стоимость товара для потребителей, а также на поступления в бюджет.
Следует отметить, что в настоящее время в рамках реализации плана подготовки законопроектов на 2016 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 530, осуществляется подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в целях совершенствования его норм с учетом практики применения, приведения их в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, которые составляют право Евразийского экономического союза.
С учетом изложенного информируем, что данное предложение будет рассматриваться в рамках подготовки указанного законопроекта после его внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Прыняцце такога рашэння павiнна быць эканамiчна абгрунтавана i абмеркавана з усiмi зацiкаўленымi асобамi ў рамках плануемага ўнясення зменаў у Закон "Аб абароне правоў спажыўцоў".
571.9кБ, добавлено Moder2, 2017-02-04 23:43:25
Комментарии (96)
Для просмотра комментариев Вы должны войти на сайт или зарегистрироваться