Если предприятие становится банкротом, работники теряют стаж и рискуют остаться без пенсии
получен
Адресат:
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- Ответ получен 18 мая 2017. Читать ответ
В стаж для назначения пенсии засчитывается только тот период, когда предприятие платило страховые взносы. Если предприятие становится банкротом и перестает платить взносы в тот период, когда работники еще не уволены, они теряют этот стаж и рискуют остаться без пенсии.
Субсидиарная ответственность позволяет взыскать страховые взносы с учредителей предприятия, но для этого нужно подать иск. Срок давности для подачи иска - 10 лет. Фонд соцзащиты отказывается подавать такие иски, хотя имеет право это делать, и даже без оплаты госпошлины.
Минимальный стаж для пенсии увеличивается уже до 20 лет, а Фонд соцзащиты никак не защищает работников обанкротившихся предприятий. Может, чтобы не платить потом им пенсию?
Возможно, должностные лица Фонда соцзащиты не понимают, что социальная защита населения - бывших работников обанкротившихся предприятий - это их обязанность, поэтому просим:
1. Обнародовать сведения о банкротах, в том числе исключенных из ЕГР, с непогашенной задолженностью перед ФСЗН, дела о банкротстве по которым возбуждены в период с 01.01.2008 по 31.12.2016: название, сумма задолженности, численность работников.
2. Обнародовать сведения о привлечении должников к субсидиарной ответственности с 2008 года по искам ФСЗН: название должника, сумма задолженности, численность работников.
3. Подать иски о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам перед ФСЗН учредителей лиц, дела о банкротстве по которым возбуждены в период с 01.01.2008 по 31.12.2016.
4. Инициировать внесение изменений в пункт 8 Положения о Фонде соцзащиты, включив в него абзац следующего содержания:
"подает иски в суд о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств и имущества".
ОБОСНОВАНИЕ
Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет (http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_662027559).
Однако в соответствии со ст. 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются только те периоды работы, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.
С учетом постоянного увеличения минимального стажа, необходимого для назначения пенсии, многие работники неплатежеспособных предприятий рискуют по вине нанимателя остаться вообще без пенсии!
Полагаю, что раз государство увеличивает стаж для минимальной пенсии и засчитывает только те периоды, в течение которых производится уплата страховых взносов в ФСЗН, значит и ФСЗН должен немножко пошевелиться и обеспечить социальной защитой тех работников, которые пострадали от таких нерадивых нанимателей.
В ответ на просьбу, направленную в Минское городское управление ФСЗН, о подаче иска о привлечении учредителей банкрота к субсидиарной ответственности получен отказ, в котором указано, что это не вопросы ФСЗН и не его дело, и специалистов уполномоченных у ФСЗН нет. Таким образом, Фонд социальной защиты отказывает в социальной защите, отказываясь принимать меры по взысканию причитающихся ему (Фонду!), денег со своего должника.
Прежде всего, в соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь, ФСЗН и его территориальные органы освобождаются от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах. Как кредитор работник мог бы обратиться с иском о привлечении учредителей банкрота к субсидиарной ответственности, но для этого нужно оплатить государственную пошлину в размере 5%. Платить простым гражданам, оставшимся без работы и без зарплаты за тоже самое, что ФСЗН обязан и может делать бесплатно, несправедливо.
Во-вторых, кредиторы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве в суд, рассматривавший дело о банкротстве. Отказ воспользоваться предоставленным правом в ущерб пенсионным интересам трудящихся только по той причине, что ни один работник ФСЗН не может провести анализ финансово-хозяйственной деятельности состоящего на учете предприятия, возмутителен.
Тем более, что правовой нормы, обязывающей кредитора до подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, нет.
В третьих, в соответствии с Положением о ФСЗН, на которое он ссылается, ФСЗН подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств, а также принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов. Законодательство, а именно Указ Президента № 508, предусматривает право кредитора подавать иск о привлечении к субсидиарной ответственности.
Значит, положение о ФСЗН предусматривает его право подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей банкрота.
В этой связи интересная статья опубликована на сайте суда: http://www.court.gov.by/grodno/results/jurisprudence/d5b65b08307b8dbf.html
В этой статьей Белявский Сергей Чеславович, начальник отдела информационно-аналитической работы хозяйственного суда Гродненской области, поясняет, что для привлечения должника к субсидиарной ответственности достаточно отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора и отсутствие денег и имущества, а для подтверждения наличия или отсутствия денежных средств, имущества необходимо заключение соответствующего уполномоченного за его учет государственного органа. Такими органами являются:
Белорусская инспекция речного судоходства
Госавтоинспекция
Государственный комитет по авиации Республики Беларусь
Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь
Инспекция по ценным бумагам
Региональная и Минская центральная таможня
Налоговая инспекция
Национальный центр интеллектуальной собственности
Обслуживающие банки
Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру
РУП « Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг».
В этой статье нет ни слова про необходимость проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, наоборот, достаточно доказать отсутствие денег и имущества у должника.