PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №627
28 марта 2017

Беспомощность ГАИ в отношении нарушителей парковки

ГАИ не справляется с нарушениями парковки, стравливая своей деятельностью простых граждан переводя административные нарушения в область уголовных
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В настоящее время практически каждый двор заставлен автомобилями с нарушениями ПДД, автомобили стоят на тротуаре, газонах, под подъездом и детских площадках, мешая проживающим людям пользоваться дворовой территорией, уничтожая и портя имущество – газоны и бордюрные камни, мешая проезду оперативных машин (скорой помощи, пожарным и машинам МВД). Также заставлены дворы, особенно со стороны жилой застройки (что запрещено п. 143.16 ПДД), что создает предпосылки к ДТП, неоднократно были наезды на жильцов из-за плохой видимости.

О выявленных нарушениях граждане сообщают в ОВД (ГАИ), которые, предварительно взяв заявление у обратившегося с сообщением и составив протокол его опроса, начинают административный процесс. В таком заявлении (протоколе) содержатся личные данные заявителя. Согласно нормам ПИКоАП лицо, в отношении которого ведется административный процесс, по окончании подготовки дела к рассмотрению имеет право ознакомиться с материалами дела, в том числе и с заявлением, протоколом опроса заявителя, которого он в такой ситуации воспринимает как личного врага. Из материалов дела нарушитель может получить персональные данные заявителя и воспользоваться ими в целях мести. Таким образом, создается ситуация фактического стравливания нарушителей и законопослушных граждан, выполнявших свой гражданский долг сообщить о правонарушении. Были случаи, когда нарушитель угрожал жизни и здоровью заявителя и его семье (есть письменные доказательства, включая переписку с МВД и прокуратурой) за то, что его наказали за нарушение правил парковки.

В то же время административно-процессуальное законодательство не наделяет заявителя правом ознакомления с материалами дела и не обязывает орган, ведущий административный процесс, информировать его о результатах рассмотрения дела. Полагаем, что правовой статус заявителя в данной ситуации соответствует статусу потерпевшего, так как неправомерными действиями лиц, не соблюдающими правила парковки, нарушаются права заявителя на использование дворовой территории. Соответственно, необходима корректировка законодательства в части расширения прав заявителя.

Отказом в предоставлении заявителю информации и принятых по его заявлению мерах нарушается ст. 5 Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел" и ущемляется право граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению. Создана парадоксальная ситуация, когда законопослушные граждане не могут обратиться в ГАИ из боязни самосуда со стороны нарушителей, а нарушителям созданы все условия для вершения самосуда и уклонения от наказания. Для того, чтобы уйти от ответственности за неправильную парковку, нарушителю достаточно не признавать факт нарушения, говорить, что за рулем был другой человек, против которого он отказывается давать показания.

Для того, чтобы навести порядок с регулярными нарушениями парковки, следует передать эту работу другой службе, которая будет способна регулярно, на протяжении не нескольких дней, а постоянно контролировать ситуацию с нарушениями парковки, выписывать штрафы и вызывать эвакуаторы. Только так можно заставить регулярных нарушителей пользоваться платными стоянками. Только создание стоянок и отсутствие мотивации ими пользоваться ситуацию не изменит, и как показывает прилагаемое письмо, на протяжении 10 лет ничего и не изменилось. До сих пор администрация района даже не согласовывает установку шлагбаума во дворе.

А между тем на бюджетные деньги были закуплены приборы автоматической фиксации нарушений парковки. В 2014 году были проведены их тесты и результаты признаны положительными. Результат нулевой: можно зайти в практически любой двор и увидеть массовое нарушение правил парковки, создание препятствий для движения пешеходов, оперативных машин скорой помощи и пожарных, порчу бордюрного камня и газона, что является порчей имущества города и жильцов домов и ухудшает экологическую обстановку для граждан, ущемляя в том числе их конституционные права, предусмотренные ст. 46 Конституции. Также парковки с нарушениями ПДД в переполненных дворах создают повышенный риск наезда автомашин на жильцов дома и их детей, о чем неоднократно говорилось в СМИ. Эту проблему надо решать, а не бросать ее на самотек, как происходит сейчас.

Также хочется упомянуть, что сотрудники ГАИ, фиксирующие парковку на газоне, не применяют в своей практике часть 3 ст. 15.22 КоАП РБ, а руководствуются ст 18.22, предусматривающей в разы более низкую ответственность, не покрывающего того убытка, который был нанесен городу и гражданам.

На основании вышеизложенного видно, что служба ГАИ не справляется с задачей по наведению порядка и соблюдения правил парковки.

Мы, подписавшиеся под обращением, требуем:

1. Предоставить информацию о затраченных средствах на закупку, тестирование, обучение персонала и прочие затраты, связанные с введением в эксплуатацию приборов автоматической фиксации нарушений парковки. Пояснить, по какой причине до настоящего времени они не были введены в эксплуатацию.

2. Создать отдельную службу инспекторов парковки, не входящих в штат сотрудников ГАИ. В этой службе должны работать простые граждане (не силовики) по принципу контролеров общественного транспорта. Инспекторам парковки не нужны звания, погоны, ранняя пенсия; все, что им надо – сертифицированные средства регистрации нарушений (камера либо планшет) и носимый видеорегистратор.

Вменить в обязанность всем сотрудникам силовых структур, сотрудникам ЖКХ и представителям МинТранспорта (список можно дополнить) вызывать сотрудников ГАИ при обнаружении нарушений парковки, назначить ответственных по дворовым территориям и обязать их составлять еженедельный отчет о ситуации с нарушениями парковки во дворах.

3. Не допускать квалификации по иным статьям, кроме ч. 3 ст. 15.22 КоАП РБ, действий, повлекших уничтожение/повреждение газона, в случае ее неприменения рассматривать это как халатность и попустительство в порче имущества (газона).

4. Разработать и утвердить межведомственную инструкцию, которая определяла бы порядок реагирования госорганов и иных учреждений на заявления граждан о нарушениях парковки, потому что существующая практика неэффективна. Нарушители не только остаются безнаказанными, но бездействием сотрудников ГАИ и выдачей им на самосуд заявителей провоцируется дальнейшее увеличение нарушений как административного, так и уголовного характера.

5. Внести в ПИКоАП изменения, предусматривающие право заявителя на ознакомление с результатами рассмотрения административных дел по их заявлениям, хотя бы в форме уведомления, для того, чтобы видеть работу (либо бездействие) сотрудников МВД и соблюсти принцип гласности, предусмотренный ст. 5 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь.

6. Закрепить в нормах ПИКоАП за заявителями право на защиту их персональных данных, запретив выдавать их нарушителям согласно Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 17, ст. 32).

7. Внести изменения в ст. 18.22 КоАП, предусмотрев ответственным за нарушение правил парковки владельца автотранспорта, независимо от того, кто находился за рулем автомобиля. Также достаточным основанием для штрафа должна являться фотография нарушения, выполненная с сертифицированного устройства (планшета, телефона, видорегистратора и т.п.). Предусмотреть право владельца автотранспорта взыскать в порядке регресса штраф с того лица, которому он доверил право управления его автомобилем.

9. Разработать градацию штрафов за повторные нарушения в течение года, предусмотрев штрафы за повторность до 30 базовых величин при нарушениях, не связанных с порчей имущества. Градация штрафов, связанных с повреждением имущества, должна начинаться от 20 и при повторных нарушениях увеличиваться до 100 базовых величин для физических лиц, для ИП - до 300, а для юридических лиц - до 500 б.в.

Читать далее: