PETITION.BY - Удобный Город
26 апреля 2023

Восстановление после Чернобыля: изучили, сколько государство тратит денег на ликвидацию последствий катастрофы

Прошло 37 лет с момента Чернобыльской катастрофы. Трагические события, произошедшие в 1987 году, еще долгие годы будут влиять на нашу жизнь, а залечивать раны, которые нанесла Беларуси эта беда, придется не одному поколению. В годовщину аварии на ЧАЭС мы поговорили с экспертами проекта «Кошт Урада» о том, сколько денег государство тратит на преодоление последствий катастрофы, откуда берет эти деньги и на что распределяет.

Прошло 37 лет с момента Чернобыльской катастрофы. Трагические события, произошедшие в 1987 году, еще долгие годы будут влиять на нашу жизнь, а залечивать раны, которые нанесла Беларуси эта беда, придется не одному поколению. За это время мы свыклись с мыслью о произошедшем, и часто даже не замечаем, какие усилия приходится прикладывать для того, чтобы хотя бы частично компенсировать нанесенный ущерб. В годовщину трагедии на ЧАЭС мы поговорили с экспертами проекта «Кошт Урада» о том, сколько денег государство тратит на преодоление последствий катастрофы, откуда берет эти деньги и на что распределяет. 

Итак, деньги на восстановление зараженных территорий, лечение и реабилитацию пострадавших людей выделяются в Беларуси в первую очередь в рамках «Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Очередная из них рассчитана на 2021—2025 годы. Если мы посмотрим на график, то увидим, что выделяются достаточно большие суммы. В 2021 году это было 559 млн. рублей, в 2022 году — 600 млн. рублей, на нынешний год запланировано потратить немного меньше, 594 млн. рублей, а в следующие два года правительство планирует, что расходы будут ощутимо расти.

Основной объем этих средств идет из республиканского бюджета, что вполне естественно, так как проблема касается всей страны целиком. Давайте посмотрим, как распределяются эти деньги. В основном они идут на социальную защиту, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения — в предыдущей госпрограмме, которая действовала с 2011 по 2020 год, на эти цели выделялось 56%. Помимо этого, 26% шло на восстановление и социально-экономическое развитие пострадавших регионов, и на радиационную защиту — 18%. Совсем незначительная часть (около 0,4%) была направлена на научное и информационное обеспечение.

При этом надо отметить, что больше всего денег было потрачено еще в начале 90-х на строительство жилья для людей, отселенных с зараженных территорий. Всего с 1986 по 2019 год было построено почти 69 тысяч квартир. При этом 13 тысяч построили еще в советское время и 47 тысяч с 1990 по 1995 год. И лишь 10 тысяч — после 1995 года.

На сегодняшний день главный акцент — это медицинское обеспечение, реабилитация чернобыльцев и восстановление нормальной жизни в пострадавших регионах — от обеззараживания почвы до бесплатных обедов в столовых. Для справки: на 1 января 2020 г. площадь территории радиоактивного загрязнения республики цезием-137 вследствие его радиоактивного распада уменьшилась в 1,7 раза, стронцием-90 — почти в 1,9 раза и составляет соответственно 13,4 и 5,3 процента общей площади республики.

Еще одна впечатляющая цифра — на загрязненных территориях ежегодно необходимо отправлять на оздоровление 86 тысяч детей. Планируется, что все они должны ежегодно получать путевки в курортно-оздоровительные лагеря (кому-то их готовы оплачивать полностью, кому-то частично).

Мы хотели бы отметить важный аспект, о котором сегодня мало говорят. Чернобыльская трагедия объединила весь мир, который постоянно помогал Беларуси справляться с ее последствиями на протяжении всех этих лет. В первую очередь, зарубежные фонды помогали детям из загрязненных радиацией регионов. К сожалению, в свете событий последних лет эта помощь заметно уменьшилась, а в связи с войной в Украине наверняка сократится еще больше. Как бы цинично это не звучало, токсичность работы с госструктурами Беларуси настолько сильна, что это может остановить поддержку некоторых фондов из Евросоюза, США, Израиля, Японии и других стран. Они бы, вероятно, продолжили работу с негосударственными общественными организациями, но их в последнее время в стране становится все меньше. А это значит, что нагрузку, которую раньше брали на себя зарубежные фонды, частично придется переложить на бюджетные источники финансирования.

Хватит ли денег? Государственная программа прописывает среди прочего и риски, связанные с ее реализацией. И самым главным из них она признает риск, связанный с возникновением дефицита бюджета из-за недополучения бюджетного финансирования. Напомним вам, что республиканский бюджет на 2023 год принят с дефицитом более чем в 3 миллиарда рублей. Это значит — опасения совершенно обоснованные.

Что же касается перспектив, то надо уточнить, что заявленные цифры роста финансирования «Чернобыльской госпрограммы» — это планы, конкретного финансирования еще нет. И нынешние проблемы белорусского бюджета, если они усугубятся в будущем, могут эти цифры заметно скорректировать. 

В заключении, мы бы хотели подчеркнуть: несмотря на внушительные суммы, которые идут на минимизацию последствий аварии на ЧАЭС, важно помнить, что это не государство проявляет неслыханную щедрость, за которую его надо благодарить. Это деньги граждан Беларуси, собранные всей страной через налоги, а значит, свой вклад в решение глобальной проблемы сделал каждый из нас. Соответственно, мы имеем полное право знать, сколько денег было выделено и на какие цели они уходят. 

Читать далее: