PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4486
27 ноября 2020

Об обеспечении прямой трансляции во время всех заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Отсутствие прямой трансляции во время всех заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Совет Палаты представителей

Национального собрания

Республики Беларусь

Об обеспечении прямой трансляции во время всех заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Сейчас наша страна живёт в условиях глубокого политического кризиса. Прошедшая в нашей стране кампания по выборам Президента Республики Беларусь стала для нас поводом усомниться в практической работе некоторых нормативных правовых актов, а также в результативности работы государственных органов и самих парламентариев.

В частности, Раздел II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» практически перестал работать.

Мы стали свидетелями беспрецедентных случаев в судебной практике. Например, судья трактует наличие предварительного договора с адвокатом как свидетельство того, что гражданин собирается нарушать законодательство. (Ссылка на новость от 15 сентября 2020 года, https://news.tut.by/society/700543.html. Дело об административном правонарушении гражданина Манько П.Ю. рассмотрено судом Заводского района г. Минска 11 сентября 2020 года, судьёй Хвойницкой Ж.).

Проводившиеся 09.08.2020 выборы Президента Республики Беларусь показали, что законодательство Республики Беларусь имеет существенные недостатки и даже явно неконституционные положения.

Так, ч. 6 ст. 79 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс), предусматривающая порядок обжалования результатов выборов Президента Республики Беларусь, сформулирована двусмысленно. Верховный Суд Республики Беларусь в своих определениях об отказе в возбуждении дел по жалобам кандидатов в Президенты, не согласившихся с официальными результатами выборов, истолковал данную норму как дающую право обжаловать в суд лишь решение Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее по тексту – ЦИК) о признании выборов недействительными. Верховный Суд Республики Беларусь считает, что указанная норма не даёт права на обжалование противоположного решения ЦИК — об отказе в признании выборов недействительными.

То есть, Верховный Суд Республики Беларусь фактически утверждает, что согласно Избирательному кодексу в суд может быть обжаловано только такое итоговое решение ЦИК, которое будет против выигравшего кандидата, итоговое же решение ЦИК в пользу выигравшего кандидата и против проигравших кандидатов обжалованию в суд не подлежит.

Это означает, что Избирательный кодекс (как его истолковывает высший судебный орган) предоставляет право на судебную защиту по итогам выборов только выигравшему выборы кандидату, а проигравшим кандидатам данного права не предоставляет.

Такой порядок обжалования выборов ставит в неравное положение участвовавших в выборах кандидатов и соответственно избирателей, то есть явно противоречит Конституции Республики Беларусь, предусматривающей, что:

«все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22)»;

«каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60)».

После выборов Президента Республики Беларусь, проводившихся 09.08.2020, избиратели массово обращались в соответствующие государственные органы с письменными заявлениями о невыполнении участковыми избирательными комиссиями обязанности вывесить копию протокола для всеобщего ознакомления, предусмотренной ч. 11 ст. 55 Избирательного кодекса.

До настоящего времени нарушенное право граждан на ознакомление с протоколами участковых комиссий не восстановлено, поскольку ЦИК и местные исполнительные и распорядительные органы отказывают гражданам в предоставлении возможности ознакомиться с протоколами. При этом они ссылаются на отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей порядок восстановления нарушенного права в указанном случае, то есть фактически ссылаются на упущение именно со стороны законодательной власти.

Имеется и множество других существенных недостатков Избирательного кодекса, о которых избиратели сообщали в своих обращениях в различные государственные органы до и после указанных выборов Президента Республики Беларусь.

Мы - граждане Республики Беларусь - обоснованно сомневаемся в достоверности официальных результатов выборов, осознавая наличие недостатков избирательного законодательства в совокупности с появившимися в сети Интернет сведениями о конкретных фактах фальсификаций (с опубликованием в том числе уличающих аудиозаписей), отсутствием сведений о расследовании государством таких фактов и привлечении виновных к ответственности.

Избиратели массово подавали заявления о непризнании результатов выборов и недоверии существующей власти, в том числе правоохранительным органам и судебной системе.

Всё это свидетельствует о том, что работа законодательной власти нуждается в совершенствовании. При этом требуется установление более тесного взаимодействия между депутатами и избирателями, обеспечение гражданам реальной возможности использовать гарантированное ст. 34 Конституции Республики Беларусь право на получение своевременной и достоверной информации о деятельности Парламента.

У нас накопилось много вопросов к парламентариям. Именно избранные депутаты Палаты представителей, согласно действующему Закону Республики Беларусь 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь», представляют своих избирателей в государственных органах (ст. 1 Закона).

Мы стали свидетелями массовых сборов подписей для внеочередных встреч избирателей со своими депутатами, с дальнейшим поднятием вопроса об отзыве депутатов в связи с недоверием к их деятельности (на основании ст. 129 Избирательного кодекса). На наш взгляд, одним из поводов подобных инициатив является отсутствие у избирателей полных и достоверных сведений о работе депутата Палаты Представителей Национального собрания. Информация, которая сегодня публикуется в СМИ, не может дать полной и ясной картины, как именно депутат представляет интересы своих избирателей.

Нам важно, чтобы избиратели могли видеть и слышать то, что от их имени говорит и делает депутат на сессиях и заседаниях. Благодаря техническому прогрессу ХХI века проведение прямой трансляция с заседаний Палаты представителей Национального собрания не представляет технической сложности.

Многие депутаты заявляли о том, что наличие прямой трансляции (стрима) может способствовать более детальному изучению избирателями деятельности депутата в рамках своих полномочий. Например, Геннадий Давыдько во время предвыборной кампании по выборам депутатов Палаты представителей 7–го созыва высказался о том, что «…это хорошее предложение (трансляция из Овального зала на YouTube канале)…» (ссылка на интервью https://news.tut.by/economics/653306.html).

Депутат Палаты представителей и лидер ЛДПБ Олег Гайдукевич у себя на странице в социальной сети Facebook отметил: «…Убеждён, что Парламент должен быть максимально открытым для журналистов. Для абсолютно всех и каждого! Все зарегистрированные СМИ должны иметь возможность оперативно вести стримы из Овального зала…» (ссылка на публикацию Гайдукевича О. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2701642076765145&id=100007581375084).

Обращаем ваше внимание, что до реформы Конституции в 1996 году, в условиях гораздо менее развитых информационных технологий прямые трансляции заседаний законодательного органа — Верховного Совета Республики Беларусь проводились как по радио, так и по телевидению. Не ясна причина, по которой Палата представителей Национального собрания игнорирует такой вид диалога и взаимодействия с избирателями, как проведение прямых трансляций своих заседаний. Нежелание Палаты представителей проводить прямую трансляцию заседаний парламента дает гражданам веские основания не доверять законодательному органу, сомневаться в том, что такой орган действительно представляет интересы своих избирателей.

Согласно ст.ст. 22, 34 Конституции Республики Беларусь, ст.ст. 4, 20 Закона Республики Беларусь 10 ноября 200 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», ст.ст. 6, 7 Закона Республики Беларусь 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» избиратели имеют право и должны получать максимально полную информацию о том, как избранный ими депутат представляет их интересы на высоком и важнейшем республиканском уровне — в Палате представителей Национального собрания.

Учитывая изложенное, мы требуем:

1. Обеспечить прямую трансляцию во время всех заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, начиная с 19 ноября 2020 года или ближайшего после получения данного обращения.

2. Предоставить представителям СМИ, имеющим действующую аккредитацию на территории Республики Беларусь, доступ на заседания Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и возможность выполнять свои профессиональные обязанности.

В случае отсутствия средств для обеспечения прямых трансляций мы предлагаем опубликовать на сайте Палаты представителей и с помощью СМИ открытое обращение о привлечении спонсорской помощи.

Читать далее: